Яндекс.Метрика
Светлана Опёнышева: «Нам надо понимать, что будут делать наши дети, наши внуки через сто лет»
9:3117 ноября 2015
«Главное – люди», – такую фразу часто можно услышать в крупных компаниях и организациях. Именно люди создают умные машины, строят предприятия, учат и лечат. Прогресс идет к тому, что всё это будет автоматизировано. Но прежде всего во главе стоит человек. О том, как сохранить и увеличить его возможности, думают во всём мире. Одно из ключевых понятий – человеческий потенциал. При его упоминании чаще всего подразумевают трудовые ресурсы, влияющие в итоге на экономику территории.

Этот вопрос поставлен и на государственном, и на региональном уровнях. В начале 2015 года губернатор Ульяновской области Сергей Морозов объявил, что в областном правительстве будет создано управление по развитию человеческого потенциала. Сейчас структура только начинает работать. За блок отвечает первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Светлана Опёнышева. Она рассказала, какие цели преследует новая структура, какие отрасли станут опорой, и что необходимо развивать.  

– В чем заключается понятие человеческого потенциала для Ульяновской области?

– В развитии человеческого потенциала три основных кита: долголетие, образование и доходы населения. На здоровье человека оказывает влияние множество факторов – это инфраструктура, где человек проживает, качество оказания медицинских услуг, здоровый образ жизни, экология, безопасность. Всё это вопросы, которым губернатор уделяет особое внимание.

Второе – это образование, выявление наших талантов. Важно, чтобы эти таланты от нас не уезжали, или, если получали образование не в Ульяновске, возвращались в регион. Губернатор поставил перед нами такую задачу – население должно прибавляться не за счет людей старшего поколения, а молодежи, вливания новой крови, чтобы работала экономика.

В нашей особой экономической зоне строится 22 предприятия, которые вскоре будут готовы к запуску. И часто нас обвиняют в том, что им предоставляются льготы. Но они даны для того, чтобы предприятие развивалось, наращивало свою мощь, готовило кадры. Это высокопроизводительные рабочие места, они готовят непосредственно специалистов, занимаются переобучением. С начала года у нас создано порядка 20 тысяч рабочих мест. Мы занимаемся и вопросами легализации. На совещании сегодня мне сообщили, что за месяц мы дополнительно получили девять миллионов в Пенсионный фонд. А это значит, что получаем и НДФЛ.

Наконец, третье – после того, как люди получили образование, они работают. Потенциал преобразовывается в капитал, капитал дает доход – как обществу, так и государству, и лично человеку. И за счет всех этих доходных условий создается благоприятная среда пребывания. Те налоги, которые у нас есть, остаются в регионе. Здесь один немаловажный показатель – в 2005 году бюджет Ульяновской области составлял шесть миллиардов, а сегодня 42 миллиарда. У нас в разы выросли расходы не только на меры социальной поддержки, но на саму инфраструктуру, которая у нас есть в регионе.

По каждому из направлений созданы правительственные комиссии, советы, которые смотрят, что необходимо сделать в свете Стратегии развития Ульяновской области до 2030 года.

Губернатор задумался о развитии человеческого потенциала, чтобы дать возможность человеку развиваться, получать образование, трудоустраиваться. Для этого власть создает рабочие места, благоприятную атмосферу на территории области. И чтобы люди в конечном итоге люди не уезжали из региона, а приезжали назад. Сейчас мы такую тенденцию видим. Молодежь, даже та, что уезжала в другие регионы, начинает возвращаться. Очень многие, кто приезжает в город, видят, насколько он изменился за последние десять лет. И сколько бы ни говорили, что у нас ничего хорошего нет, я с этим не соглашусь.  

– Какие направления сильные, а что нужно развивать?

– Блок развития человеческого потенциала является одним из приоритетов Стратегии до 2030 года. Там предусматривается 11 направлений развития человеческого потенциала – по большей части это социальная сфера: демографическая политика, здравоохранение, развитие физической культуры и спорта, образование, повышение доступности жилья, развитие социальных институтов, молодёжная политика, экологическая безопасность, повышение доступности и качества пассажирских услуг, транспортная инфраструктура, правовопорядок и противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций.

На выездных проблемно-проектных сессия в районах области мы выявили основные тенденции. Первое, что заботит население, – рост доходов, повышение платежеспособности, а, следовательно, сокращение уровня бедности.

По информации ведомства, к 2018 году планируется сократить уровень бедности до 13 процентов от общей численности региона.

Сейчас мы делаем углубление на подготовку кадров, повышение качества состава преподавателей. Потому что приходит много нареканий со стороны предприятий, что вузы и ссузы плохо готовят. Вузы говорят, что плохие абитуриенты приходят из школы. Мы проводим анализ и видим, что нужно начинать с работы с родителями, с детьми, чуть ли не с детского садика. Потому что нельзя всех детей загонять в техническое творчество, нельзя всех загонять танцевать, или петь, или бегать. Каждый ребенок индивидуален, каждый по-своему талантлив, педагогический состав должен выявить этот талант, каким-то образом их сгруппировать и взращивать. После того, как мы их взрастим, мы должны их сопровождать.

Если ребенок талантливый, его нужно социализировать, внедрять в среду. Это единицы, но они есть. Мы о таких талантах знаем, говорим и в целом работаем на территорию талантливой молодежи, которая должна остаться здесь и приносить все лучшее в наш регион. Это наши «игреки». Но они хотят сразу большую зарплату, но также они хотят самореализоваться. Мы должны помочь достигать поставленной цели. Мы должны учить ставить цель, помочь им выстраивать индивидуальны карьерные траектории. Нам надо понимать, что будут делать наши дети, наши внуки через сто лет, как они будут жить? Машины будут без водителя, лечить нас будут без врача, роботы будут говорить, здоров человек или нет.  

Первые после Дальнего Востока  

– Как будет выстроена работа агентства по развитию человеческого потенциала?

 2 ноября я работала в Екатеринбурге, где проходил чемпионат рабочих профессий. Там была деловая программа от Агентства стратегических инициатив, различные сессии. На них обсуждались вопросы, как должен развиваться регион, и какая структура должна рассматривать вопросы развития человека, в частности, разработку стандарта по подготовке кадров. Это такая серьезная вещь, все готовят кадры, а для кого, кому и сколько, никто не понимает. У вузов есть контрольные цифры приёма, а каким образом они накладываются на потребность предприятий? А все ли дети, которые поступают, потом трудоустраиваются? И у нас немного разошлись мнения. Например, Пермь готова подключить Торгово-промышленную палату, которая активно работает с вузами, с бизнесом и властью.

На сегодняшний день это структура в администрации губернатора, состоящая из 5 человек, аналитический центр, который анализирует ситуацию и организовывает взаимодействие между всеми органами власти. Один человек отвечает за образование, профориентацию, трудоустройство выпускников, другой – за трудовые ресурсы, обеспечение кадрами организаций, расчёт индекса человеческого потенциала в муниципальных образованиях, третий – координирует работу по независимой оценке качества госуслуг в социальной сфере, работу по реализации проекта «Интеллектуальная академия» и другое. Если их поставить на тот же самый уровень, что и все другие министерства, эта грань сотрется. Мы нацелены на межведомственную структуру, которая должна анализировать, показывать, что есть по факту. Ведомства могут написать так, как им хочется.

Мы говорим о создании агентства по развитию человеческого потенциала и развитию трудовых ресурсов. Но пока это только предложение.  

– Есть ли подобные структуры в регионах?

– Если говорить о структурах, больше ничего подобного нет, кроме как в министерстве Дальнего Востока. Там работает департамент по развитию человеческого потенциала.  Но они больше занимаются кадровой политикой, чтобы люди ехали на Дальний Восток, проводится переподготовка кадров и обеспечение кадрами.

Если говорить вообще о человеческом капитале, очень часто мы с экранов телевизора об этом слышим, но структуры как таковой нет. Наша призвана анализировать текущую ситуацию, чтобы дать оценку действиям того или иного органа власти и понимание в рамках развития стратегии региона, куда нужно двигаться.

У нас есть стандарт по развитию человеческого потенциала, есть общественный совет, который должен разбирать какие-то отдельные направления. На последнем заседании, которое мы проводили совместно с общественным советом по информатизации, снова говорили о подготовке кадров для сферы ИТ. Это та индустрия, на которую сегодня и в будущем не нужно никаких расходов, не надо создавать дополнительных мероприятий, чтобы она развивалась. И в связи с этим губернатором принято решение ввести три льготы, которые дают развитие ИТ-индустрии. Это льгота по налогу на прибыль, минимальный процент по вмененному налогу и ипотека.  

Выбирать профессию научат родителей  

– Какие ещё меры предусмотрены для решения поставленных задач?

– В регионе по поручению губернатора разработан комплекс мер по сопровождению студентов и выпускников с целью дальнейшего трудоустройства на территории региона. Основной акцент должен быть на профориентации – в полной мере этим не занимается ни одно ведомство. Ведется работа министерством образования, управлением труда и занятости, но нет координационного органа.

Профориентацию надо начинать не с детей, а с родителей, потому что они зачастую выстраивают карьерную линию на начальном этапе. Родитель видит своего ребенка врачом, а он поступает в пед, а потом уходит, идет журналистом или еще кем-то. Или выбирает инженерную специальность, потому что престиж не так велик, проходной балл низкий. Какой это инженер будет, если у него не выстроена логика, и технарские способности отсутствуют? Здесь нужно объяснять родителям, что нужно идти к психологам, в центры профориентационной работы на ранних стадиях.

Работу начали на примере одной из развивающихся сфер – ИТ-технологии. Уже прошло общерегиональное родительское собрание c участием работодателей ИТ-сферы, представителей образовательных организаций. Родители смогли узнать о возможностях организаций, получения конкретной специальности, возможностях трудоустройства и зарплатных ожиданиях. В конце ноября-начале декабря пройдет ярмарка карьерных возможностей в сфере ИТ, куда планируется пригласить родителей и детей.

Мы видим, что у нас много вакансий, и они не заполнены. Присутствует безработица, и люди уезжают. Но даже в другом регионе заработная плата, которую они получают, если переводить на уровень жизни у нас в регионе, будет практически соответствующей.

По поручению губернатора ведется разработка региональной концепции сопровождения профессионального определения обучающихся. За основу взят проект федерального института развития образования. Здесь меняется направление от общего натаскивания на ту или иную специальность ребенка на оценку его предрасположенностей, формирование его самоопределения. Полностью документ нельзя применить, потому что все регионы развиваются по-разному. Создана рабочая группа, в начале 2016 года программу планируем выставить на общественное обсуждение и утверждение.  

– На кого эта концепция направлена?

– Это объединяющий документ, где будут расписаны роли и работодателей, и образовательных организаций, и центров занятости, и частных организаций, оказывающих профориентационные услуги. Целевая аудитория – дети, от дошкольного возраста, заканчивая теми, кто получил образование и приходит на рынок труда. Есть процесс образования, а есть процесс воспитания. Профориентация – это нечто третье. В федеральной концепции процесс профориентации встраивается в общую систему. Перед образовательными организациями ставится задача сформировать у ребенка способность к профессиональному самоопределению. Ведь очень многие школьники не смогут ответить, кем они хотят стать. А это закладывается с самых малых лет.  

Рабочих по-прежнему не хватает  

– Увеличивается ли процент поступающих на рабочие специальности, их престиж?

– К сожалению, нет. Пока процент детей, которые выбирают среднее профессиональное образование, невысок. Уровень инвестиционной привлекательности региона, который рассчитывает Агентство стратегических инициатив, берет во внимание показатель доли выпускников СПО к численности работающих в реальном секторе экономики. Чем выше их число, тем выше регион занимает позицию. По данному показателю мы пока не в лидерах. В 2013 году область вошла в категорию D.

Здесь срабатывает стереотип престижности вузовского образования. Но при переходе к бакалавриату работодатели чаще готовы брать выпускников среднего профессионального образования, нежели бакалавров. Конкуренция среди рабочих специальностей меньше, чем среди выпускников вузов на рынке труда. Студентов, обучающихся в СПО, немного, и часто у них недостаточный уровень квалификации. Чаще всего в профобразование идут те, кто не смог поступить в вуз. Однако порядка 70 процентов вакансий, которые сегодня на рынке труда, приходятся на рабочие специальности.

Родители хотят, чтобы их дети работали в чистых условиях, подразумевая офис. Но сейчас сотрудники на высокотехнологичных производствах больше работают с машинами, нежели на станке с ручным трудом. И к этому работнику предъявляются высокие требования квалификации. Разрыв между рабочим и инженером сокращается.

Сейчас ведется работа по заключению соглашений с Объединенной авиастроительной корпорацией и с движением World Skills. Мы получили поддержку от ОАК по проведению Второго чемпионата в области авиастроения на территории Ульяновска в июне 2016 года. Он пройдёт по шести компетенциям.  

– Каких ещё показателей планируете достичь?

– По индексу развития человеческого потенциала для субъектов Российской Федерации наша область в 2011 году занимала 37 место. В 2005 году это было 44 место, в 2009 – 46-ое. Если сравнивать с регионами Приволжского федерального округа, то в 2011 году мы были на 8 месте, а в 2005 и 2008 – на 11-м. Цель к 2020 году – войти в семерку в Приволжье.    



Мария Сайгина