Яндекс.Метрика
Скоростной трамвай, новый кампус и музей СССР: планы по развитию Ульяновско-Димитровградской агломерации
15:4720 Сентября 2022

В регионе завершается комплексное исследование потенциала развития социально-экономического развития Ульяновско-Димитровградской агломерации. 19 сентября в правительстве региона представили предварительный результат проведенной работы.

«Ключевой задачей было оценить потенциал развития агломерации и определить перспективные векторы ее развития. Нам важно на региональном уровне выделить приоритетные проекты, которые в среднесрочной и долгосрочной перспективе позволят дать ощутимый экономический и социальный эффекты. В частности, снизить миграционный отток и повысить общий уровень жизни населения. Разговор об агломерации не должен быть собранием благих намерений, нужны конкретные реализуемые механизмы решения задач», – сказал губернатор Алексей Русских.

Ядром агломерации на ближайшие годы станет не только Ульяновск, но и Димитровград, вокруг которых будет развиваться система малых подцентров, в том числе районные центры. Ульяновск будут развивать в формате «два города в одном» – на правом и левом берегах. Потенциал у агломерации имеется, но по каждому из направлений предстоит серьезная работа.

Будущие масштабные проекты

«С одной стороны Ульяновск находится в очень конкурентной среде, а с другой стороны здесь создана вся основная инфраструктура: железные дороги, автодороги, водный путь по Волге. Остается только нарастить на них проекты, которые дадут толчок развитию Ульяновско-Димитровградской агломерации, сделают ее более сильной, повысят ее привлекательность для новых жителей и бизнеса», – подчеркнул гендиректор института территориального планирования «Урбаника» Федор Коньков.

Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» провел анализ экономики. Ожидаемо, в этой сфере регион серьезно уступает таким превосходящим по масштабу агломерациям, как Нижегородская, Казанская, Самарско-Тольяттинская. Имея население в два и более раз больше, они формируют совокупный вклад в экономическую активность ПФО в 4-6 раз выше.

«В долгосрочной перспективе рост вклада Ульяновско-Димитровградской агломерации в совокупную активность должен вырасти, как минимум, в два раза. И в целом необходим существенный рост численности населения. Поэтому ключевыми задачами становится формирование новых перспективных направлений специализации экономики, использование внутренних территориальных резервов и поддержка локальных предприятий в малых подцентрах агломерации», – отмечает руководитель департамента региональных проектов Евгений Римских.

Еще один важный момент развитие туристического потенциала. По мнению экспертов, на сегодняшний момент вклад туристской отрасли относительно мал. Агломерация должна быть готова к формированию новых заметных продуктов.

«Туристических брендов сейчас недостаточно, чтобы значительно увеличить роль Ульяновска и агломерации как туристического центра Поволжья. Мы предлагаем выделить четыре разных туристических кластера и на основании их симбиоза повысить привлекательность Ульяновска. Это «Ундория», Ивановский залив, Сенгилеевские горы, Музей СССР», – сказал Коньков.

Одним из предложений является размещение на территории Ульяновской агломерации нового современного университетского кампуса. Помимо места обучения, здесь будет сформирована современная городская среда, центр культуры, инноваций, важное городское общественное пространство. Предварительные направления размещения - Новый город или территория в непосредственной близости от исторического центра Ульяновска. Здесь предполагается объединить существующие вузы для формирования новых специализаций: ИТ-технологий, энергетики и медицины будущего, нового сельского хозяйства.

В части транспортной системы города Ульяновска есть идея запуска скоростного трамвая, который соединит правый и левый берег. Если брать всю агломерацию в целом, то есть план по возобновлению активного пассажирского судоходства между Самарой, Ульяновском и Казанью, а также развитию локальных пристаней и причалов в Ундорах, Старой Майне, Сенгилее, Димитровграде. Также разработчики считают разумным запуск скоростного железнодорожного транспорта Казань-Самара, путь которого будет проходить через Ульяновск и Димитровград.

Помимо этого, в планах строительство на Верхней террасе, где предполагается остановка скоростного железнодорожного транспорта, парка развлечений межрегионального значения, музея СССР и специализированного кардиологического центра, а также реновация центральных частей Ульяновска и Димитровграда. Также предложены возможные механизмы по привлечению финансирования на разработанные проекты.

Большие данные и соцопрос

В ходе работы проведен анализ больших данных. Это редкое явление для таких небольших регионов, как Ульяновская область. Исследовалась мобильность населения по сигналам телефонов, работа коммерческих и некоммерческих объектов на основании онлайн-карт, статистика по кассовым аппаратам.

«По анализу изменения мобильности населения сравнивается средний будний день и средний выходной день в Ульяновске. И здесь видно, что город обладает признаками столичности, то есть во время выходного дня здесь активно перемещаются люди, и центр намного более активен. В Димитровграде это выражено намного слабее», – подытожил результаты гендиректор института «Урбаника».

Также был проведен соцопрос, в котором приняли участие более шести тысяч жителей региона.

«В части Ульяновска 43% опрошенных считают город скорее комфортным местом для проживания и 23% скорее некомфортным. На вопрос, что нравится в городе, самый популярный ответ – много зелени и хорошая экология. Не нравится, прежде всего, дефицит нормально оплачиваемых рабочих мест — это 66%. И 46% говорят, что им мешает большое количество машин и пробки. На вопрос, что должно произойти в городе, чтобы в нем стало лучше и интереснее жить, больше всего – 58% – сказали, что надо улучшить общественный транспорт. Если говорить про Димитровград, 34% считают город комфортным, а 30% таковым его не считают. Что нравится в городе, 47% отвечают, что много зелени, и 43%, что им нравится жить в небольшом городе. 74% сказали, что им не хватает хорошо оплачиваемых рабочих мест, а 57%, что недостаточно мест для досуга молодых. На вопрос, что нужно сделать, чтобы в городе стало жить лучше 52% назвали благоустройство и 52% новые рабочие места», – привел данные Коньков.

Отдельно проводилось анкетирование в муниципальных районах. 47% считают место своего проживания комфортным, 23% скорее некомфортным. 60% нравится жить в небольшом населенном пункте, 52%, что там зелено и хорошая экология. Не нравится дефицит рабочих мест – 77%. 65% считают необходимым появление новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий, чтобы жить в районах стало лучше. Также 59,5% хотят ремонта сетей водоснабжения и канализации. Все эти данные станут основанием для дальнейшего развития агломерации.

Исследование отправят на доработку

По исследованию был озвучен ряд предложений и замечаний. К примеру, директор дивизиона АСИ «Развитие регионов и инвестиции» Александр Смекалин считает необходимым также делать ставку на медицинский туризм. Не менее серьезным делом, по его мнению, является улучшение автодороги от Ульяновска до Димитровграда.

«Мы неоднократно подходили к тому, что медицинский туризм может быть серьезной точкой роста для Димитровграда, но о ней сегодня сказано ничего не было. Еще один момент, который хотелось бы отметить, заключается в том, что на сегодняшний день транспортная связанность, которая есть между Ульяновском и Димитровградом, не позволяет увидеть нам перетоки, которые могли бы быть, потому что двухполосная автомобильная дорога для агломерации — это достаточно скромно. Не менее значим проект реконструкции автомобильной дороги «Ульяновск-Димитровград», – сказал он.

Как отметил Алексей Русских, исследование еще будет дорабатываться, а решение о строительстве четырехполосной дороги от Ульяновска до Димитровграда уже практически принято. Максимум до 2026 года трассу должны сделать.

Алия Утигенова