21 ноября по православному календарю считается днём Архангела Михаила. Об особенностях этого праздника у православных христиан, личности святого и истории монастыря, названного его именем, нам рассказала настоятельница Свято-Владимирского подворья в городе Ульяновске женского монастыря Архангела Михаила села Комаровка, игумения Магдалина.
- Расскажите, пожалуйста, немного о Михаиле Архангеле. Почему его называют Архистратигом?
- Архангел Михаил – представитель ангельского мира, то есть того невещественного, умного, духовного мира, который был создан Богом прежде создания мира материального. Насколько этот мир велик можно судить по тому, что, например, святой Григорий Нисский толкует евангельскую притчу о потерянной овце как сюжет об оставлении горнего, ангельского мира (99 овец) ради одной потерянной, заблудшей – нашего земного мира.
После глубокого повреждения человеческой природы на заре существования материального мира познание о мире духовном, мягко говоря, несколько усложнилось. Об Архангеле Михаиле мы знаем совсем немного, об остальных ангелах сведения еще более скудны. Священное Писание рассказывает о некоем конфликте, произошедшем в ангельском мире: один из ангелов, Денница, или в западном звучании Люцифер (буквально – «светоносный»), возгордился и возглавил восстание части ангелов против Бога. На защиту порядка и справедливости выступил другой ангел и, объединив остальных под девизом «кто может быть равен Богу?» (что на иврите звучит как «ми-ка-э́ль» – Кто как Бог?), победил противника (с иврита и древнегреческого «сатана» переводится как «противник»). Так девиз победы стал именем, а Архистратиг буквально можно перевести с греческого как «главнокомандующий». И имя, и звание архангела отсылают к этому первому известному противостоянию добра и зла, правды и клеветы, служения и гордыни. Таким образом, Архангел Михаил является символом истинного и самоотверженного служения, мужественного поборника добра и справедливости, а его имя указывает на Бога.
- Что значит этот праздник для православных? Почему он именуется Днём всех Сил Небесных или Небесного воинства?
- Вопрос о празднике построен так, как будто термин «праздник» в контексте православия не нуждается в пояснении, а между тем это понятие скорее условно, ведь праздники неотделимы от богослужения, то есть богопочитания. В нашей богатой церковной традиции почти каждый, даже будний день – некий праздник, торжество в память о том или ином святом, одержавшем победу над грехом или смертью своей верой. Каждый из них шёл к святости своим путем, неся свой крест, укрепляясь в своей вере, преодолевая сомнения и скорби – а, значит, каждый может служить для нас примером.
Но только единственный раз в году церковь предлагает отметить с особой торжественностью тех, кто не включен в нашу человеческую историю, хотя в той или иной мере проявляют присутствие в ней – это день Собора бесплотных небесных сил, возглавляемых Архангелом Михаилом. Церковь называет ангелов воинством, а Михаила – Архистратигом. Кроме особо торжественного празднования 21 ноября, церковь посвятила памяти ангелов первый день недели – понедельник. Это свидетельствует о том, что в церковной традиции почитание ангельских чинов весьма значимо.
- Как отмечается этот день в церковной традиции, как надлежит православным проводить его?
- Значимость этого дня проявляется в особой торжественности богослужения, когда церковный устав предписывает служить всенощное бдение. Многие храмы и монастыри в этот день отмечают престольный праздник. У нас в монастыре сформировалась своя традиция: к этому дню мы печем и расписываем медовые пряники, которыми на праздничной трапезе угощаем всех гостей обители.
Богословие праздника укоренено в библейской истории. Храня предание о падении Денницы, церковь тем самым отвергает учение о дихотомии мира. Добро и зло, свет и тьма как нравственно-оценочные категории неравнозначны. Зло не имеет самостоятельной природы или сущности – оно всегда паразитарно, вторично, обречено. Зло – это недостаток добра, как тьма или невежество – недостаток света, познания. Думаю, в этот день вполне уместно поразмышлять над такими глубокими философскими категориями, анализировать, сравнивать свои взгляды и выверять их с учением церкви.
- Расскажите немного об истории самого монастыря, как он связан с именем Михаила Архангела?
- В 90-х годах ХХ столетия стали возрождаться старые монастыри и строиться новые. Наш монастырь получил свое формальное начало в 1994 году с указа Священного синода по ходатайству тогда ещё епископа Прокла. Местность будущего монастыря напомнила владыке о Пюхтицком женском монастыре, который он очень любил. В 1995 году я была назначена строительницей для организации на месте полуразрушенного храма женского монастыря, а затем стала игуменией новообразованной монашеской общины.
Монастырь строился вокруг существующего храма Архангела Михаила, отсюда и название обители. К сожалению, сведений о храме очень немного. Мы знаем, что он был построен незадолго до революции усердием комаровских жителей; чудом не был разрушен до основания и, пока не прогнила крыша, служил зернохранилищем. Когда мы приехали сюда, кровли на храме уже давно не было, вход был разрушен – мы проникали внутрь через окна, а сверху прямо на кирпичных стенах росли молодые березки.
Хочу воспользоваться случаем и выразить сердечную благодарность всем тем, кто помогал нам в самом начале нашего пути – это было трудное для нас время, и потому самая драгоценная помощь. Благодарная память о многих и разных людях, помогавших нам на различных участках и этапах нашего жизнеустройства, всегда будет жить в наших сердцах как одно из самых трепетных воспоминаний. В основании нашей обители – усердие, жертвенность, доброта простых людей: низкий поклон живым и светлая память почившим!