4 декабря первый опытный образец российского модернизированного военно-транспортного самолёта ?л-76МД-90А перелетел с аэродрома Л?? имени Громова в Жуковском в аэропорт «Ульяновск-Восточный».
Первый этап государственных совместных испытаний проводился совместным экипажем ОАО «?л» и министерства обороны РФ. В ходе лётных испытаний выполнено 38 полётов, проверено функционирование пилотажно-навигационного комплекса и его систем, топливной системы, автопилота, радиосвязи. Отработаны предельные по прочности режимы на предельной скорости, предельные перегрузки, сочетание достижения предельной скорости и предельной перегрузки одновременно. В рамках ГС? выполнены полёты с максимальным взлётным весом 210 тонн и максимальным посадочным весом 170 тонн и отработана методика ухода самолёта на второй круг при «отказе» одного и двух двигателей.
«Это был штатный полёт, перегон самолёта после проведения первого этапа испытаний. Это замечательная машина, которая оправдывает все надежды, которые на неё возлагаются, – поделился впечатлениями
лётчик-испытатель Николай Куимов. – Это совершенно новое качество самолётов ?л-76МД. У ВС хорошие лётно-посадочные характеристики, появились качественно другие режимы автопилота, мощный навигационный комплекс. Потенциал машины высок. После первого этапа испытаний внесут корректировки в программное обеспечение навигационных систем, введут поправки, которые позволят устранить шероховатости по навигационному комплексу, сигнализации. Это естественно при выполнении испытаний. Самолёт очень надёжный. У всех систем безопасности идёт трёхкратное резервирование. Эта машина уже садилась на скользкие полосы с малым коэффициентом сцепления и подтвердила свои базовые лучшие характеристики от самолёта ?л-76МД. С точки зрения управления самолёт одинаков с предыдущей модификацией. Однако у него появилась новая цифровая система автоматического управления, которая вводит ряд новых режимов».
Как сообщил генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев, второй этап испытаний пройдёт в апреле-мае. За эти месяцы планируется установить новый комплекс связи, комплекс обороны, внешние и внутренние видеокамеры.
«В течение четырёх месяцев мы доработаем машину именно по тем замечаниям, которые выявлены в период государственных и конструкторских испытаний, доработаем ВС под технические задачи министерства обороны. В ноябре 2014 года первый самолёт передадим заказчику – Минобороны России. В перспективе пакет заказов на ?л-76МД-90А до 2020 года планируем сформировать на 80-83 машин. Ожидается, что в 2014 году с тем же Минобороны будет подписан контракт на поставку топливозапрвщиков и контракт на сборку около десяти спецмашин для Таганрога», – сообщил Дементьев.
По завершении этапа доработок опытный образец приступит ко второму этапу ГС? в Жуковском. На втором этапе предусмотрено испытание бортового комплекса обороны и бортового комплекса связи, а также десантирование грузов и техники.
Производство модернизированной версии ?л-76МД-90А, глубокой модификации самолета ?л-76, является приоритетным проектом ЗАО «Авиастар-СП». Внешне самолёт напоминает своего предшественника, однако в конструкцию нового ВС внесены существенные изменения: модернизированы конструкции крыла, центро-плана, усилено шасси, установлены модернизированные двигатели. Это даёт возможность увеличить максимальный взлётный вес самолёта и его коммерческую нагрузку. Существенно изменен бортовой радиоэлектронный и навигационный комплекс, в состав которого включено современное цифровое оборудование.
В ЗАО «Авиастар-СП» продолжается производство перспективных транспортников. Первая серийная машина находится в высокой степени готовности, проходит завершающий этап строительства – окончательную сборку. На второй завершена стыковка планера, специалисты приступили к монтажу систем. На третьей серийной машине ведётся стыковка агрегатов. Работы ведутся по графику.
Ольга Турковская
Фото автора