Проблему радиопомех решали в Арбитражном суде области компания «Фортум» и Ульяновская транспортная прокуратура.
ПАО «Фортум», как известно, является собственником Ульяновской ветряной электрической станции в составе 14 ветроэнергетических установок и трансформаторной подстанции, расположенных в селе Красный Яр Чердаклинского района. Напомним также, что 12 мая 2022 года основной акционер российской «Фортум», корпорация Fortum, объявил о том, что начинает процесс контролируемого выхода с российского рынка из-за ситуации на Украине.
В суд вызвали также представителей филиала ПАО «Ил» – Авиастар, Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, министерства имущественных отношений и архитектуры области, и филиала Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) в ПФО.
«Фортум» просила Арбитражный суд Ульяновской области признать недействительным представления и.о. транспортного прокурора Толстых об устранении нарушений требований воздушного законодательства от 26 января 2022 года. Что случилось?
Перед Новым годом в адрес ульяновского транспортного прокурора поступило поручение Приволжской транспортной прокуратуры о проверке исполнения законодательства о безопасности полётов в связи с подавлением работы радиолокационного оборудования в аэропорту «Ульяновск-Восточный». В январе и феврале местная прокуратура взялась за дело и проверила работу ветряков в Красном Яре, в частности — осмотрела подстанцию ОРУ-110/35 кВ с участием спецов ГРЧЦ.
Согласно акту поиска и определения радиопомех, а также источников неразрешённых излучений была «…выявлена широкополосная импульсная электромагнитная помеха в диапазоне 60-160МГц вблизи трансформаторной подстанции ОРУ-110/35 кВ у северного въезда ветряной электрической станции «Фортум-Симбирская». Поскольку радиолокационное оборудование аэродрома «Ульяновск-Восточный» работает на частоте 110,1 МГц, прокуратура пришла к выводу, что подстанция у ветряков может создавать помехи в работе радиотехнического оборудования на «Ульяновск-Восточном». Да и построена ВЭС в границах карты полос воздушных подходов аэродрома. Прокуратура указала также на то, что в нарушение закона размещение подстанции ОРУ-110/35кВ с оператором аэродрома «Ульяновск Восточный» не согласовано. Оператор — Авиастар. Поэтому транспортная прокуратура потребовала от «Фортума» устранить нарушения и согласовать подстанцию с оператором аэродрома.
Отметим также выводы ГРЧЦ: электромагнитное излучение, создаваемое подстанцией, не влияет на работу курсового радиомаяка ILS734 (018) в «Ульяновск-Восточном», помеховое воздействие оказывается на работу приёмного оборудования самолёта заходящего на посадку по курсу 018 (высота над поверхностью земли 300-500 метров). Влияние, со слов экипажа, особенно сильно наблюдается в районе работы ВЭС «Фортум-Симбирская». Но проводить какие-либо работы на высоте полёта самолёта у ФГУП «ГРЧЦ» нет соответствующих методик и оборудования.
Не согласившись с вынесенным представлением прокуратуры, ПАО «Фортум» обратилось в суд. Арбитраж долго разбирался в документах «Фортума», аэродрома, ведомств и прокуратуры, и решил признать недействительным представление ульяновского транспортного прокурора в адрес компании. Отдельно было указано на то, что «Фортум» имел право не согласовывать подстанцию с оператором аэродрома «Ульяновск-Восточный».