Новый экспонат презентуют в павильоне «Гараж СССР. Ретромототехника» 4 ноября. Как раз в этот день учреждения культуры нашего региона поучаствуют во всероссийской акции «Ночь искусств».
Автомобиль можно назвать действительно уникальным, ведь он – изначально самодельный. Машина принадлежала заслуженному деятелю цирка СССР и мотогонщику Николаю Мундингеру, и была последним автомобилем, который он собрал в 1973 году. Вся жизнь артиста была связана с техникой, поэтому после завершения своей цирковой карьеры он захотел создать под себя обычный автомобиль для перемещения по городу. Благо, опыт позволял: в молодости он работал помощником слесаря в гараже Московского университета и учился на курсах по двигателям внутреннего сгорания, которые, правда, не закончил, но это не мешало ему создавать свои автомобили.
Как рассказал младший научный сотрудник Ленинского мемориала Азат Гафаров, Николай Мундингер прославился своим аттракционом «Мотогонки по вертикальной стене!», на котором ездил сам. Аттракцион появился в 1930-ых годах, для езды использовались разные мотоциклы.
«После войны у Николая Фёдоровича уже и возраст сказывался, и было желание создать что-то принципиально новое. Тогда он начал разрабатывать свой цирковой образ, для которого и придумывал машинки. Самая известная его цирковая машина – «Апчхи-2». Она тоже сохранилась, но находится сейчас в Москве. Он создал шесть штук таких машинок для цирка, а в 70-ые уже решил собрать машину для себя. Работал он над ней несколько лет», - рассказал Азат Гафаров.
За основу Николай Фёдорович взял двигатель и коробку передач от привычного Fiat-500 «Topollino» (переводится как «Мышонок») 1936 года выпуска. Сама по себе «Капля» трёхколёсная, притом заднее колесо у неё ведущее – на его место конструктор установил колесо от мотоцикла М-72 вместе с редуктором и карданным валом. Кузов машины сделан из листов алюминия, согнутых на станке (именно это и дало «Капле» не только такую необычную форму, но и её красноречивое название), а двухместный салон и его внутренняя отделка были собраны из самодельных деталей и запчастей от «Москвича». Машина даже была поставлена на учёт, поэтому имеет паспорт транспортного средства и номера, которые сохранились до сих пор.
«Машина необычная даже для тех времён. Хотя в то время самодельные автомобили не были редкостью: устраивали даже целые автопробеги самодельных машин – Николай Фёдорович Мундингер даже участвовал в таких со своей «Каплей», - отметил Азат Гафаров.
«Капля» была подарена музею младшим сыном Мундигера, фотожурналистом Леонидом Лазаревым, спустя много лет после смерти его отца. За это время машина солидно износилась, однако благодаря усилиям многих людей сейчас она не только отреставрирована, но даже на ходу. Прокатиться на ней, правда, пока не получится, но всё ещё впереди.
«Мотор очень старый, поэтому с запчастями к нему туговато. Когда его перебирали в Ульяновске, у мотора лопнула прокладка головки блока цилиндров – достаточно важная деталь в двигатели, без которой он много не проедет. Сейчас мы заказали эту деталь, она едет к нам из Италии. В остальном она полностью работает. Кузов сохранился хорошо. Также большая работа была проделана по реставрации салона: панельные части салона даже печатались на 3D-принтере по новой. Машина пришла к нам в прошлом году, мы работали над ней практически год. Реставрация была настолько детальной, что даже фары и дворники перебирались и собирались заново», - поделился Азат Гафаров.
Про другие мероприятия «Ночи искусств» можно прочитать в нашем материале.