Не секрет, что старый жилищный фонд в Ульяновской области на сегодняшний день требует ремонта. Однако за последние несколько лет эта тенденция начала меняться в лучшую сторону. Заработали государственные программы по переселению граждан из ветхого жилья, программа по капитальному ремонту. Но в городе остаётся большое количество многоквартирных домов, признанных аварийными. Это в основном дома барачного и казарменного типа, которые строились в 50-х и 60-х годах прошлого века, и изначально задумывались как временное жильё для приезжающих работников местных предприятий.
Дома барачного типа, как правило, одноэтажные, не имеющие подвалов и чердаков, со скатной кровлей и небольшим чердаком со слуховыми окнами. В таком доме в Железнодорожном районе, на Диспетчерской, 8, живёт Клавдия Горбунова – пенсионерка 80-ти лет. В своём роде Клавдия Александровна необычная женщина. Она проживает в этом доме уже более 60 лет одна, и привыкла бороться за свои права. Недавно ей пришла очередная платёжка за ЖКХ, согласно которой, бабушка должна была заплатить 99 рубль 41 копейку за электроэнергию, которая была потрачена в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества.
Дело в том, что в доме общего имущества попросту не имеется. Нет ни подвала, ни чердака, ни даже подъездов. Люди поделили дом и живут практически обособленно. Откуда такая цифра? Чтобы узнать ответ на свой вопрос, Клавдия Горбунова направилась в свою управляющую компанию. По словам женщины, встретили её не совсем приветливо, и отправили в департамент жилищной политики регионального государственного жилищного надзора минстроя. Женщина нашла в себе силы, и всё-таки дошла до специалиста-эксперта. В итоге по её адресу прошла проверка с участием сотрудников департамента.
В результате проверки подтвердилось отсутствие общих площадей, как и наличие хоть какого-нибудь осветительного-оборудования, за которое в платёжках был выставлен счёт. Кроме того, у специалистов департамента возник ряд вопросов касательно строки «за текущий ремонт и содержание жилья». Дело в том, что в эту строку входит плата за обслуживание придомовых территорий, плата за обслуживание инженерных коммуникаций (газовое оборудование, водопровод) и многое другое. Это при том, что женщина не пользуется водопроводом, так как воды в её доме нет. Кран есть, но он декоративный. Воду жительница набирает из водоразборной колонки, находящейся неподалёку от дома. Сантехники также в доме нет. Жителям приходится довольствоваться двумя уличными туалетами, также находящимися неподалёку.
Со стороны городской управляющей компании Железнодорожного района допущено грубое нарушение Жилищного законодательства РФ – денежная сумма была начислена за коммунальную услугу, которой жильцы не пользовались. В результате управляющей компании было направлено предостережение, согласно которому она обязана выполнить перерасчёт данной услуги в пользу Горбуновой.
На этот процесс даётся 60 дней. В случае невыполнения данных требований департамент проведет официальную проверку с оформлением документов и протоколов, подтверждающих нарушение, а затем начислит административный штраф в размере 250 тысяч рублей. Данное решение производится в строгом соответствии с действующим Федеральным законом № 294.
А пока жителям дома №8 на Диспетчерской рекомендовали собрать совет из собственников и жилья и решить вопрос с самообслуживанием дома. Это позволит взять свой дом на личное обеспечение и не платить лишние деньги за текущий ремонт и содержание. Такое решение вполне возможно и даже выгодно для тех собственников, которые проживают в малых домах, и которым текущий ремонт, как правило, самим по силам. Проблема в том, что среди жителей нет единства и старший у дома, по-видимому, появится не скоро.
Говоря об этой ситуации, следует вспомнить постановлении Министерства строительства РФ №1498. Согласно ему, начисления за коммунальный ресурс, потраченный на содержание общего имущества, будут перенесены в строку за содержание и ремонт жилья. Об этом постановлении в области говорится уже долго. Оно рассчитывается по специальной формуле, исходя из общих площадей многоквартирного дома, и по своей сути противоречит Жилищному кодексу РФ, так как до принятия постановления и согласно прописанному в кодексе жильцы сами на общем совете определяли объём услуги. Постановление им эту возможность перечеркнуло. Ульяновская область одна из первых обратила внимание на данный парадокс, позже наше решение было поддержали и другие регионы РФ.
Кроме того, на местном уровне по инициативе губернатора Сергей Морозова было принято решение рекомендовать местным управляющим компаниям рассчитывать этот ресурс, исходя из разницы между поквартирными и общедомовыми приборами учёта. Однако, как мы видим – не каждая компания прислушалась к совету региональных властей.
Николай Квасов