Юрий Вяземский: «Карамзин и Пушкин – это самое интересное искажение истории»
15:0630 Мая 2016
В третий раз профессор, телеведущий, завкафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО искал в Ульяновске юных звезд – эрудитов. Юрий Вяземский провел финал региональной игры «Умницы и умники» и вместе с членами высокого ареопага выбрал четырёх школьников, которые примут участие в 25 сезоне телеигры. О том, как определить «умника», в чем секрет долгой жизни телепрограммы, кандидат исторических наук и философ рассказал после игры.  

«Я, скорее всего, ошибаюсь»

Финал нынешней 24-ой игры выйдет в телеэфир в июне, до него ульяновские школьники не дошли, но есть шансы у нынешних победителей.

«Обычно в студии играют 67 человек. Но иногда появляются «звездочки», и думаешь: ты кто, главный бухгалтер, что ли? Поэтому может быть и по 68 в двух четвертьфиналах», – поясняет ведущий и автор телеигры. Сначала снимаются дети из Москвы и ближайших регионов, а в декабре пригласят, в том числе, и ульяновцев. Двоих победителей в ульяновском финале 26 мая определили сразу, а ещё двоих взяли по добору – кандидатуры предложили министр образования Екатерина Уба и сам Вяземский.

«Часто бывает, что человек показывает свой ум, трудолюбие на полуфинальной стадии, а в финале ему вдруг не везет. Это лотерейный момент. Я абсолютно доверяю мнению Екатерины Владимировны. Как говорят на телевидении, эфир покажет. Тут много зависит от интуиции, – говорит Юрий Вяземский. – И поскольку в интуиции играет еще и предсознание, является некий образ. Тут нет такого, чтобы поняли все эксперты олимпиадного движения, нет критериев – это творчество. Там надо почувствовать, что, может быть, эта звездочка загорится. Но поскольку я мужчина, а бессознательное больше развито у женщин, я, скорее всего, ошибаюсь».  

Недооценил

«Как-то меня пригласили поучаствовать на Красной площади в неделе, посвященной русской литературе. Написали, что все люди, которые хотят сыграть с Вяземским в программе «Умницы и умники», пускай придут. Я думал, что как обычно на писательской встрече, будут 13-14 человек. Я оказался не готов – передо мной сидел как минимум 400 человек, ещё люди стояли за оградой. Я был в ужасе. Жена сказала: не мучай их, задавай простые вопросы. Они их щелкали как орешки, стал усложнять – отвечали. Потом наступил момент, когда я просто поклонился всей этой аудитории и сказал: вы меня простите, о своем народе надо думать лучше, чем я думал. Ни один вопрос без ответа не остался. И там были, я так понимаю, главным образом не москвичи».  

Российский Геродот и историк наполовину

Подмена исторических цитат и фактов, расплодившихся в интернете, заставила вспомнить историка о реальной жизни:

"Как сделать, чтобы у нас не было жуткой помойки на дорогах, в жизни, на берегах Волги? Ни в коем случае не запрещать. Если запретят гадить, я пойду в 16 мест и обязательно там нагажу, особенно если молодой человек. Так и животные ведут себя – обижаются на хозяина. Надо воспитывать, приучать, а когда совсем вопиющая ложь, опровергать. Но боюсь, что это настолько в национальном характере, что ничего не поделаем".

"Святой я бы Ульяновскую область никогда не назвал, потому что у вас здесь серой-то пахнет. Поскольку с детства я был антиленинцем, я не хочу, чтобы к этому был возврат. Потому что зло, которое они причинили моей родине, было чудовищным. А область замечательная, выдающаяся. И Владимир Ульянов-Ленин личность абсолютно историческая, Керенского забудут, а его не забудет никто".

"Николай Карамзин – это Геродот. Тот был основателем всей мировой истории, а Карамзин – русской. И всё же Карамзин историк наполовину, потому что он слишком хорошо владел словом, был слишком художественной натурой. Поэтому мне интереснее всего читать Карамзина, тем более что с него Пушкин писал «Бориса Годунова». Вообще это самое интересное искажение истории – Карамзин и Пушкин. Удивителен Гончаров. Его «Обломов» – абсолютно историческое сочинение. У меня для студентов есть задание, когда я прошу найти какое-нибудь сочинение в нашей литературе 19 века, где заключалась бы совокупность русского национального характера. Называют Обломова со Штольцем".  

Учиться думать

Среди сильных регионов на игре Вяземский отмечает подмосковных школьников. А у москвичей результаты снижаются – в столице ребят готовят к ЕГЭ: «Целый пласт вылетает, перестаешь учиться думать. А у меня треть вопросов связана с тем, что даже если не знаешь, что по этому поводу Наполеон сказал, надо представить. Если брать школьный уровень подготовки, он изменился катастрофически. Но поскольку люди хотят выиграть, они готовятся к программе, здесь особых изменений произошло, иначе бы они не выигрывали. Для того чтобы выиграть, надо не нарушать традиции умных, трудолюбивых, заинтересованных детей».

В юбилейном 25-ом сезоне серьёзных изменений не предвидится: «На сильные структурные изменения по формату я никогда не пойду. Именно потому я так долго живу в эфире, потому что кардинально ничего не меняю. Стоило мне по разным соображениям убрать русский язык, как в каждом регионе, куда я приезжаю, уже замечания. Здесь надо следовать традициям».  

Идея проводить региональные финалы в Ульяновской области возникла три года назад, пояснила первый заместитель председателя правительства – министр образования и науки Екатерина Уба: «Юрий Вяземский предложил войти в региональное движение игр полуфинальных «Умницы и умники», и мы были одним из регионов, которым это интересно. Это был правильный ход и одно из самых приятных поручений главы региона. Чтобы пройти в тур, отборочные этапы в год проходят 150-160 ребят. За три года уже около пятисот участников целенаправленно занимаются изучением истории, погружаются в культуру и всё то, что приучает к любви к отчизне. Пока мы в победители не прорвались, но очень хотим победы и болеем за каждого».

В Ульяновске Вяземского ждало ещё одно новшество – в городе организовали аналогичную олимпиаду для педагогов. В ней приняли участие более ста учителей русского языка, литературы, истории, краеведения и мировой художественной культуры. Вопросы составлялись в том числе на основе творчества и исторических трудов Николая Карамзина. Победителями стали 12 человек – это учителя школ, гимназий, лицеев и областного дворца творчества детей и молодёжи.    



Записала Мария Сайгина