Яндекс.Метрика
Дмитрий Сычёв: «Мы считаем принятие постановления № 344 нашей общей победой»
13:3908 июня 2013
ОДНТакое заявление прозвучало в ходе очередного обсуждения вопросов начисления платы за общедомовые нужды в многоквартирных домах региона. Комментируя сказанное, директор департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономики Ульяновской области Дмитрий Сычёв отметил, что постановлением № 344 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» отменены нормативы на ОДН по теплоснабжению и водоотведению. Это тем более важно, что именно по этим пунктам от населения поступало наибольшее количество жалоб. Другим, не менее важным, фактом является установление новой схемы расчёта ОДН по холодному и горячему водоснабжению. «Новый норматив, – считает Дмитрий Сычёв, – более справедлив, чем прежние. Законодатель принял нашу точку зрения: при расчёте нормативов на ОДН из состава общего имущества исключены чердаки, подвалы и придомовые территории. В общую площадь МКД, подлежащую оплате, теперь входят территории, не являющиеся частями квартир: лестничные площадки, лестницы, коридоры. Сюда же входят тамбуры, вестибюли, колясочные, помещения охраны. Это, как мы пытались объяснить и доказать в суде ещё осенью прошлого года, приведёт к снижению платежей жильцов». Формула ОДН по водоснабжению стала достаточно прозрачной. Она выглядит так: 90 литров воды на человека умножается на дробь, в числителе которой – количество жителей, проживающих в конкретных МКД, в знаменателе – та самая площадь общего имущества, которая ограничена площадками лестничных клеток и всем, что мы только что перечислили. Речь, опять же, идёт о снижении расходов. Если по старой методике норматив на ОДН по ГВС и ХВС в среднем составлял 0,3 кубометра на один квадратный метр площади мест общего пользования (МОП), то сейчас он составляет в среднем 0,03 кубометра, то есть в 10 раз меньше. ?дём дальше. Средняя площадь МОП, в зависимости от типа дома, составляет в стандартной квартире от семи до 10 квадратных метров. Следовательно, расход на ОДН за одну квартиру составит от 0,21 до 0,3 кубометра воды. При существующем тарифе на холодную воду сумма платежа на ОДН по холодному водоснабжению в расчёте на квартиру составит от 3,5 до пяти рублей. В домах до пяти этажей ОДН по горячему водоснабжению нет, поскольку там стоят газовые колонки. А в домах свыше пяти этажей, в которых есть централизованное ГВС, при стоимости 103 рубля  за кубометр, средний платёж с квартиры за «общедомовую» горячую воду составит от 22 до 36 рублей. Если стоимость её будет больше, то и платёж, соответственно, будет около 50 рублей, но не больше 100 рублей в общей сумме за холодную и горячую воду. Это, уточним, в расчёте на одну квартиру. Нормативы на ОДН по электроснабжению действуют без изменений. Но, как и в случаях с водой, жителям не может начисляться размер платежа больше, чем это предусмотрено нормативом на ОДН по электроэнергии в МОП. Такое ограничение, по словам Дмитрия Сычёва, сделано для того, чтобы заставить управляющие организации и собственников жилья озаботиться проблемами сбережения энергоресурсов, что, кстати, предусмотрено ФЗ-291. Прозрачность схемы создаёт одинаковые условия для начисления ОДН как для домов, оснащённых приборами учёта, так и в домах, где они пока не установлены: законодатель постарался поставить всех в равные условия. Говоря несколько иначе, при сопоставимых условиях в предоставлении коммунальных услуг платёж у жителей должен быть одинаков. Мы только что говорили о схеме расчётов, применяемой в домах, не оснащённых приборами учёта. Но и в домах, где такие приборы установлены, предельный размер платы за ОДН по горячему и холодному водоснабжению не может превышать установленный норматив. Другое дело, что в домах, где стоят приборы учёта, может возникать разница между показаниями. Если вода «уходит в песок», значит, её либо воруют некоторые недобросовестные жильцы, либо виной всему дырявые трубы и «резиновые квартиры». Но, в любом случае, жильцы за недосмотр УК платить не должны. Если она докажет причины возникновения этой разницы, тогда собственники на своём собрании должны принять решение о том, что готовы оплатить перерасход. Такой порядок тоже можно считать успехом в «борьбе за коммуналку». ?з этого правила, однако, есть исключение. Речь идёт о случаях, когда собранием собственников установлено, что превышенные объёмы потребления будут пропорционально распределяться между всеми жилыми и нежилыми помещениями. В этом случае оплату производят жильцы МКД, которые решают, платить или не платить. Если же такое решение ими не принято, исполнитель производит оплату за счёт собственных средств. Когда исполнителем является УК, все расходы ложатся на неё. Если же в МКД выбрана непосредственная форма управления и исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, то весь объём коммунального ресурса, поступившего в МКД, оплачивают жильцы: здесь нормативы не работают. По мнению Дмитрия Сычёва, новая схема начисления платежей обязательно будет стимулировать жильцов к проведению энергосберегающих мероприятий, в том числе, оснащению домов общедомовыми приборами учёта. Дело в том, что постановление № 344 предусматривает повышающие коэффициенты, более того, их ежегодное увеличение при платежах по нормативу в том случае, если при наличии технической возможности собственник, по каким-либо причинам, не хочет ставить общедомовые приборы учёта. Многое будет зависеть от того, как поставлена работа внутри того или иного дома, как решают проблемы Советы собственников жилья. Вопрос тем более важный, что УК свои нынешние позиции без боя не сдадут. Дмитрий Сычёв поясняет ситуацию. После того, как глава региона Сергей Морозов приостановил действие постановления № 354 в части ОДН на территории Ульяновской области, ООО «Р?Ц» сделало перерасчёт. Однако многие УК не направили туда письма в подтверждение возврата платежей населению. Как результат, в платежных квитанциях появились астрономические суммы. Откуда? Всё объясняется просто: суммировались и перрерасчёт, и фактическое потребление, хотя фактический платёж должен уменьшаться на сумму перерасчёта. Безграмотность, халатность, преступный умысел? В этом предстоит разбираться. У министерства финансов региона, и не только у него, есть претензии к форме платежной квитанции. В ней до сих пор подчас не могут разобраться даже опытные специалисты. Управляющие организации не торопятся нести ответственность за корректировку выставления платежей. Вместо этого они предпочитают прятаться за непосредственное управление. Ситуация, несомненно, будет меняться к лучшему. Как быстро? Это зависит от каждого из нас. Закон сегодня даёт населению возможность регулировать вопросы потребления коммунальных услуг. Власть, в свою очередь, выражает намерение всемерно поддерживать собственников жилья. Будет очень трудно? А лёгких путей никто и не обещал. Но иного выбора нет. Никто, даже власть при всём её желании, не в состоянии организовать за собственников жилья работу, без которой решение коммунальных проблем видится невозможным.   Виктор Никитин