«Новый закон, – говорит министр энергетики и ЖКК Ульяновской области Сергей Гигирев, – вносит поправки в механизмы реализации региональной Программы капремонта общего имущества многоквартирных домов. Основанием для их внесения послужили изменения, внесённые в Жилищный кодекс Российской Федерации 28 декабря минувшего года».
Уточним сразу же, что структура платежей за жилищно-коммунальные услуги для собственников помещений дополнена разделом «капитальный ремонт». Это означает, что плата за него становится обязательной. Минимальный размер таких платежей установлен нормативным актом Ульяновской области. На очереди решение вопроса об установлении порядка предоставления и размера субсидий собственникам жилья с учётом взносов на капитальный ремонт.
Министр уточняет, что в Ульяновской области программа капремонта МКД, предусматривающая создание накопительного счёта, была принята в прошлом году. Теперь в неё предстоит внести изменения: составить адресный перечень домов, подлежащих капремонту, с указанием видов работ, их стоимости и точных сроков проведения. Домам присваивается балльная оценка в зависимости от степени физического износа общего имущества, срока эксплуатации, наличия протокола собрания собственников с решением о формировании фонда капремонта и проектной документации на капремонт.
В отличие от прошлых времён срок проведения капремонта общего имущества МКЖД, установленный в программе, не может быть перенесён на более поздние сроки. В свою очередь, обязанность по уплате взносов на капремонт будет возникать у собственников помещений в МКЖД только по истечении четырёх месяцев с момента опубликования программы капремонта в новой редакции.
Взносы собственников будут формировать фонд капремонта домов. Федеральным законодательством предлагаются две модели формирования такого фонда. В первом варианте взносы собственников поступают на общий счёт регионального оператора, который заключает договоры с собственниками помещений каждого МКД, формирующими на его счёте фонд капремонта. Соответственно этому региональный оператор выступает техническим заказчиком работ по капремонту. Он же несёт ответственность перед собственниками за качество выполненного ремонта.
Второй вариант формирования фонда капремонта – накопление денежных средств на специальном счёте. Владельцами его могут выступать жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья и региональный оператор.
Выбор модели формирования фонда капремонта остаётся за собственниками помещений. Жилищный кодекс отводит им для принятия решения два месяца со дня опубликования региональной программы капремонта. В случае если решение собственниками не будет принято или останется без реализации, то формирование фонда капремонта будет осуществляться на счёте регионального оператора.
При выборе способа накопления, по словам Сергея Гигирева, собственники должны иметь в виду, что по новому законодательству региональный оператор будет иметь право использовать накопленные ими средства, естественно, на возвратной основе, для финансирования капремонта общего имущества в МКЖД, собственники которых также сформировали фонды капремонта на его, оператора, счёте.
Помимо этого, законом предусмотрена возможность привлечения кредитов для проведения капремонта, если накопленных собственниками средств будет недостаточно для начала ремонтных работ.
Что очень важно, государственная поддержка для проведения капремонта общего имущества МКД предоставляется независимо от выбранного собственником способа формирования фонда капремонта.
Закон вступит в силу после одобрения его Законодательным собранием Ульяновской области.
Виктор Никитин