Самозапреты, сим-карты, звонки, помощь родных. С 1 сентября 2025 года в силу вступил ряд ключевых мер федерального закона о защите граждан от мошенников.
Комплекс инициатив призван создать дополнительные барьеры для злоумышленников и дать гражданам новые эффективные инструменты для контроля над своими персональными данными и финансовыми операциями.
В числе новых мер, которые вступили в силу с 1 сентября, – обязательная маркировка звонков с бизнес-номеров. На экране своего телефона человек будет видеть не только номер, но и наименование компании, а также категорию вызова: «банковские услуги», «реклама», «недвижимость», «услуги связи» и другие. Это позволит ему заранее идентифицировать звонящего и принять взвешенное решение о необходимости ответа. При этом записывать абонента в телефонную книгу не нужно.
Для борьбы с оборотом анонимных сим-карт, которые активно используются киберпреступниками, вступает в силу прямой запрет на передачу сим-карт кому-либо, кроме членов семьи и близких родственников.
Через Госуслуги или МФЦ граждане теперь могут установить самозапрет на заключение новых договоров об оказании услуг связи. Так, в случае утери документов или других инцидентов у злоумышленников не получится оформить сим-карту на имя человека и, как следствие, использовать её в мошеннических схемах. При этом гражданин в любой момент может снять самозапрет на оформление сим-карт через МФЦ. Ему необходимо иметь с собой паспорт и СНИЛС. Самозапрет будет снят в течение одного дня.
Наконец, в силу вступила мера, которая позволяет установить самозапрет на телефонные спам-звонки, например, рекламные предложения или опросы. Направить запрос на блокировку спам-звонков граждане могут через своих сотовых операторов.
С 1 сентября этого года оформить самозапрет на кредиты и займы можно очно – через отделения МФЦ. Ранее данный сервис был доступен только в онлайн-формате. На сегодняшний день 15 миллионов россиян установили самозапрет на кредиты и займы через портал госуслуг с 1 марта этого года.
Вводится возможность установления «второй руки» при совершении банковских операций. Каждый гражданин может назначить своё доверенное лицо, к которому банк будет обращаться за подтверждением операции – например, выдачи наличных, оформления кредита. Мера актуальна в первую очередь для пожилых граждан.
Кроме того, для операций через банкоматы внедряется период «охлаждения». Так, при выявлении подозрительных действий, указывающих на возможный мошеннический сценарий, банк сможет на 48 часов ограничить выдачу наличных сверх установленного лимита (не более 50 тысяч рублей в сутки). Клиент будет незамедлительно уведомлён, и, как только он самостоятельно подтвердит легитимность операции, доступ к средствам будет полностью восстановлен.
Информация о новых мерах и все действующие на портале Госуслуг инструменты противодействия мошенникам доступны в рамках сервиса «жизненная ситуация» для защиты граждан от интернет-мошенников. Пользуйтесь!
Сервис содержит подробные инструкции для действий в критических ситуациях, связанных с мошенничеством, а также образовательные материалы для повышения цифровой грамотности ульяновцев.