9 марта в первую неделю Великого поста и Торжества Православия Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин совершил божественную литургию в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.
По окончании литургии был совершён чин Торжества Православия. Митрополит Лонгин напомнил молившимся за богослужением прихожанам об истории и содержании этого чина, который совершается в православных храмах только раз в году.
«Чин Торжества Православия основывается на том чинопоследовании, которым обычно завершались заседания Вселенских Соборов, — когда провозглашались догматы, принятые на Соборе, и перечислялись заблуждения, которые были отвергнуты Церковью. Чтение Символа веры является подтверждением, что вера наша — отеческая, апостольская, та самая православная вера, которая «утвердила всю Вселенную», - сказал Владыка.
Как пояснили в епархии, в чине Торжества Православия мы вспоминаем победу Церкви над иконоборческой ересью, которая около ста лет беспокоила Церковь. В какой-то момент, казалось, она полностью уничтожила Православие, но по милости Божией и по усердию тех, кто защищал и хранил православную веру, правда и истина восторжествовали. И сегодня Церковь напоминает нам о том, что мы должны знать свою веру, быть внимательными, осторожными и не слушать тех лжеучителей, которые называют себя христианами, но чье учение никакого отношения ни к Евангелию, ни к христианству не имеет.
Празднование Торжества Православия было установлено в 843 году на Константинопольском Соборе в память о восстановлении почитания святых икон после периода иконоборчества в VIII–IX веках в Византии, в благодарность Богу о преодолении одной из самых опасных ересей в истории Церкви. Собор так определил в своем постановлении суть православного почитания иконы: при воззрении на образ ум человека должен восходить к Первообразу — Богу. Поэтому во время совершения чина Торжества Православия в центре храма находятся иконы Спасителя и Божией Матери.
Чин представляет собой особое молебное пение с чтением Евангелия и Символа веры. В чине Торжества Православия Церковь молится Богу — Совершителю нашего спасения — о том, чтобы Он сохранил ее невредимой и непреоборимой от ересей и суеверий, укрепил и сохранил ее верных чад, обратил всех отступивших от веры к познанию истины Христовой.
Возглашается Вечная память защитникам Православия и всем, отошедшим ко Господу в вере и благочестии; поется Многая лета ныне живущим Святейшему Патриарху, архипастырям, пастырям и всем православным христианам, «право содержащим спасительную веру».
На Патриарших и архиерейских богослужениях произносятся также анафемы тем, кто отвергает учение Церкви, создавая ереси и расколы. Анафема — это свидетельство Церкви об отпадении от нее отдельного человека или группы людей.
Фото: Симбирская епархия