«Я даже не думал, что меня это когда-то коснется», – первая фраза, которую говорят жертвы телефонных и кибер мошенников. Финансовая безопасность населения становится в нашей стране острой проблемой.
По данным МВД России, только в 2024 году телефонные мошенники украли у россиян свыше 168 миллиардов рублей. Специалисты говорят, что злоумышленники постоянно изобретают новые схемы выманивания денег, которые чаще всего ориентированы на незащищенные группы граждан.
В Ульяновской области, по результатам опроса сервиса SuperJob от 23 января 2025 года, 18% жителей становились жертвами телефонных мошенников и теряли деньги или имущество: 15% — однократно, 3% — несколько раз. Чтобы обезопасить жителей, в социальных учреждениях и центрах активного долголетия региона постоянно проводятся занятия по информированию о новых мошеннических схемах.
Очередная лекция совместно с Ассоциацией юристов состоялось 30 января в фонде «Защитники Отечества». Членам семей участников СВО рассказали, как обеспечить свою финансовую безопасность. Занятие провел член Ульяновского региональной отделения Ассоциации юристов России Егор Ерошин.
По словам эксперта, людям в первую очередь нужно признать, что они находятся в группе социально незащищенных граждан, что они по состоянию здоровья, в силу возраста или из-за сложных жизненных обстоятельств нуждаются в помощи и поддержке. Это чаще всего пенсионеры, инвалиды, сироты, матери-одиночки, а сегодня еще и члены семей бойцов, которые несут службу в зоне специальной военной операции.
«Телефонное мошенничество, к сожалению, сейчас очень распространено, поэтому мы все чаше посещаем различные организации, чтобы об этом поговорить. На наш взгляд, лучший способ обезопасить человека – дать ему информацию, чтобы он обладал определенными алгоритмами и не стал общаться с телефонными мошенниками», – сообщил Егор Ерошин.
По словам специалиста, финансовые злоумышленники действуют уже много лет, и каждый раз они подстраиваются под внутриполитическую ситуацию в странет. В прошлом был коронавирус, сейчас – специальная военная операция. Мошенники активно этим пользуются. Они звонят от имени военнослужащих, выдумывают различные страшные истории, чтобы напугать жертв: уверяют, что член их семьи попал в плен, что они могут получить информацию о его месте нахождения за денежное вознаграждение и многое другое.
Стресс и растерянность – главный инструмент мошенников.
«Помните, человек, который находится на другом конце провода, не видит, кого он обманывает. У него нет внутреннего барьера, совести у него тоже нет, и он может сотворить буквально любые вещи, лишь бы выудит денежные средства из вашего кошелька», – рассказал Егор Ерошин.
Эксперт назвал основные правила, как не попасться на удочку злоумышленников.
Первое правило финансовой безопасности – не брать трубки с незнакомых номеров телефонов. Это главная ступень обороны.
Второе правило – не торопиться. Не нужно эмоционально реагировать на сведения о ваших счетах, договорах или родных, которые вам предоставляют. Вы, скорее всего, говорите с телефонным мошенником, если вас торопят, просят сообщить номер карты, цифры отправленного вам кода, данные паспорта, СНИЛС или других документов.
Если человек не дает вам с кем-то посоветоваться, не разрешает позвонить родным и проверить информацию – это точно мошенник.
Никому и никогда не сообщайте свои конфиденциальные данные по телефону, лучше обратитесь в официальные органы.
По словам Егора Ерошина, сейчас такое время, когда у каждого пожилого человека есть смартфон. Для наших бабушек и дедушек то, что находится в их телефоне не так реально, как их документы на бумаге. Поэтому, когда пожилые люди взаимодействуют с банком или Госуслугами, они легко сообщают свои данные.
«Госуслуги – это, по сути, все наши документы в одном месте. К ним нужно относиться также внимательно, как к своему кошельку или паспорту», – советует юрист.
Фонд «Защитники Отечества» не в первый раз проводит подобные занятия.
«Мероприятия для участников специальной военной операции и их семей проводятся постоянно. Мы стараемся придумать что-то новое и важное, чтобы наши граждане знали, как себя вести в спорных ситуациях и правильно реагировали на подобные звонки», – сообщила заместитель руководителя по связям с общественностью фонда «Защитники Отечества» Валерия Аринина.