В соцсетях за последний год появилось более 56 тысяч сообщений с регионализмами — словами, которые употребляются только в определённых частях России, следует из данных сервиса «Туту» и компании Sidorin Lab, пишет РБК.
Аналитики отмечают, что чаще всего такие слова используют люди старше 60 лет, а молодёжь до 24 лет — почти никогда, разве что ради шутки. В пример приводится слово «кочевряжиться» (капризничать, делать что-то с сопротивлением), которое молодые люди используют в мемах.
Наименее употребляемыми стали такие местные слова, как «пызылах» (традиционный сыр, Хакасия), «катулька» (скрученная кругом колбаса, Ульяновская область), «демьянка» (баклажан, Астрахань), «чикануть» (совершить что-то быстро, решительно, Сибирь) и «чирики» (тапки, Татарстан).
Самыми популярными регионализмами в соцсетях, согласно исследованию, стали:
«закатка» — домашние консервы, Крым;
«сопка» — холм, Приморский и Хабаровский край;
«поребрик» — бордюр, Санкт-Петербург;
«темпер» — температура, Амурская область;
«вехотка» — мочалка, Иркутск.
Меньшей популярностью пользуются слова «кочерыжка» (центральная часть кочана капусты), «заварник» (заварочный чайник), «строганина» (нарезанная тонкими ломтиками мороженая рыба или мясо, которую едят в сыром виде) и «шишига» (лесное существо, похожее на домового или лешего). Они упоминались чуть больше чем в тысяче сообщений.
Также небольшой популярностью пользуются такие слова, как «колотун» (мороз), «тутник» (шелковица) и «кутарки» (татарские монеты).
Чаще всего регионализмы употребляли пользователи из Ленинградской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской области и Краснодарского края. Больше всего упоминаний таких слов исследователи насчитали в «Одноклассниках» (67% всех сообщений) и ВКонтакте (32%).
Словом 2024 года по версии портала «Грамота.ру» стал «вайб». В тройку также вошли «скуф» и «прилёт».