Два воскресных дня (по-церковнославянски – Недели) перед праздником Рождества Христова посвящены прославлению праведников Ветхого Завета, среди которых вспоминаются прародители Господа Иисуса Христа по плоти.
Предпоследнее воскресенье перед Рождеством называется Неделей святых праотец (в 2025 году приходится на 28 декабря), а последнее – Неделей святых отец (этим постом она выпадает на 4 января 2026 года). Обе Недели вспоминают всех ветхозаветных праведников, ожидавших пришествие Христа, а их названия свидетельствуют лишь о порядке следования этих дней в богослужебном календаре. Если мы обратимся к истории того, как эти дни назывались в древних Уставах богослужения, то увидим, что Неделя святых отец сформировалась в VIII-X веках, а Неделя святых праотец – позднее, в IX-X веках. Последняя на первых порах не имела особого названия, но обозначалась как «Неделя перед Неделей» или «Неделя прежде святых отец». Уже в X веке она стала называться Неделей праотец и получила свою особую службу. Предполагают, что изначально гимнографы писали песнопения для Недели святых отец, но впоследствии часть этих текстов вошла в службу Недели святых праотец.
Тропарь Недели святых праотец звучит так: «Верою праотцев Ты оправдал, в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. Хвалятся во славе святые, ибо от семени их плод славный, – без семени Родившая Тебя. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши». Как видим, здесь особо подчеркнута вера ветхозаветных праведников в обетование Божие о пришествии Спасителя. После того как совершилось грехопадение наших прародителей, Бог сказал диаволу: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Это первое пророчество о пришествии Избавителя от «жены», то есть Девы Марии, и спасении людей от смерти и власти диавола. Тысячелетия, начиная с первого человека Адама, тянулась линия ветхозаветной праведности, венцом которой стала Богородица, послужившая делу рождения Сына Божия. Сиф, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, царь Давид и прочие отцы жили надеждой на явление Мессии. Песнописцы призывают: «Отцам хвалу принесем, прежде закона и под законом просиявшим, и от Девы воссиявшему Господу и Владыке мыслью правою послужившим». Таким образом, прославляются все ветхозаветные праведники, жившие как до Моисея, так и после него.
В текстах служб праотцев и отцев много внимания уделяется ветхозаветному пророку Даниилу и трем отрокам, которые были брошены в горящую вавилонскую печь, но остались невредимы, потому что Сам Бог Слово спас их от огня. Этот сюжет Священной истории понимается как прообраз Рождества Христова, не опалившего Пресвятую Богородицу при родах.
Кондак этого дня говорит о чудесном избавлении трех отроков, не поклонившихся идолу, устроенному вавилонянами: «Рукотворному образу не поклонившись, но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные, подвигом в огне вы прославились и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: «Поспеши, о Сострадательный, и обратись к нам на помощь, как Милостивый, ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»».
Характерной чертой Недели святых праотец является то, что в ее богослужебных текстах подробно говорится о личностях отдельных праведников (в Неделю святых отец они прославляются в совокупности). Эту особенность мы видим в стихирах, а также в тропарях второго канона на утрене (первый канон посвящен мужеству трех отроков и их спасению). Во втором каноне перечисляются многие персонажи, встречающиеся на страницах Ветхого Завета. Автор канона, преподобный Иосиф, стремится восхвалить их и сказать о добродетели каждого.
Первая песнь второго канона вспоминает «почтенного рукою Создателя» Адама, «дары принесшего душою благороднейшею» Авеля, который назван Божественным мучеником. Третья песнь прославляет «пламенное к Создателю стремление» Сифа, который послужил Ему непорочной жизнью и ныне пребывает во стране живых, богоугодно пожившего на земле Еноса и блаженного Еноха, переселенного на небо во славе и не увидевшего смерти. Четвертая песнь говорит об украшенном исполнением всех заповедей Божиих праведном Ное, спасшемся от потопа и ставшем родоначальником второго мира.
Пятая песнь посвящена сыну Ноя праведному Симу, а также патриарху Аврааму, который узрел, «насколько можно человеку видеть, Троицу и принял Ее гостеприимно, как друг ближайший» и стал отцом множества народов через свою веру. Шестая песнь напоминает о праведной жизни ветхозаветных патриархов: Исаака, ставшего прообразом смерти Христовой, Иакова, который видел во сне Божественную лестницу – образ Боговоплощения, и Иосифа, события жизни которого прообразуют «закланного и в ров вверженного Христа».
Седьмая песнь прославляет трех отроков – Ананию, Азарию, Мисаила, пророка Даниила, «истинного Божия служителя» многострадального Иова, Моисея и Аарона с Ором, Иисуса Навина, Левия, Гедеона и Сампсона. Восьмая – Адама с Авелем, Сифа и Ноя, Еноса и Еноха, Авраама, Мелхиседека и Иова, Исаака и Иакова. Здесь также прославляются Варак, Нафан, Елеазар, Иосия и Давид, Иеффай и Самуил. Восхваляются пророки Божии: Осия и Михей, Софония и Аввакум, Захария и Иона, Аггей и Амос, Авдий, Малахия и Наум, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Илия и Елисей.
Девятая песнь посвящена ветхозаветным праведницам: «Крепостью Твоею в древности сотворили могущественные дела дочери Твои, Господи: Анна, и Иудифь, и Девора, Олда и Иаиль, Есфирь, Сарра, Мариам, сестра Моисея, и Рахиль, и Ревекка, и Руфь, великие духом».
История Ветхого Завета – история ожидания Христа, и поэтому Православная Церковь приняла и бережно хранит Священное Писание Ветхого Завета, которое мы с вами призваны читать и изучать. Без его знания ссылки богослужения на древних праведников останутся для нас немыми, и мы не почувствуем масштаба величественной картины ветхозаветной эпохи, праведники которой жили надеждой на исполнение обетований Божиих о спасении.
Комментируя родословную Спасителя из Евангелия от Матфея, святитель Иоанн Златоуст напоминает христианам об их призвании: «По человеческому рассуждению гораздо ведь труднее Богу стать человеком, нежели человеку сделаться сыном Божиим. Итак, когда слышишь, что Сын Божий есть сын Давидов и Авраамов, то не сомневайся уже, что и ты, сын Адамов, будешь сыном Божиим. Не уничижил бы Он Себя напрасно и без цели до такой степени, если бы не хотел возвысить нас».
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск» №24 (656) от 24 декабря 2025 года