Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин обратился к жителям области.
«Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братия и сестры!
С радостью от всего сердца поздравляю вас с праздником Рождества Христова!
В день этого светлого торжества ликует вся вселенная — видимый и невидимый мир. Совершается непостижимое таинство: земля становится Небом, ведь Творец мира, Бог явился во плоти[1].
Великое событие Рождества происходит в тишине и неприметности: Богомладенец Христос рождается от смиренной Девы-Матери в темной убогой пещере, служившей для пастухов хлевом для скота. Но при этом меняется весь земной, вещественный мир, сама человеческая природа: благодаря пришествию в мир Спасителя мы становимся причастниками Его Божества.
Земля подставляет плечи свои и принимает Зиждителя, приемлющего прославление от Ангелов, звезду от небес, от пастырей хваление, дары от волхвов, познание от всего мира[2] .
Необыкновенно красивое, поэтичное богослужение этих дней и икона праздника Рождества Христова как бы содержат в себе два плана — земной и небесный. Они помогают нам за внешне простыми картинами разглядеть и понять внутренний, духовный смысл таинственного события Рождества.
Мы видим в яслях для скота новорожденного Младенца. Но Он — Единородный Сын Божий, рожденный прежде всех веков[3]. Ради нас, ради спасения людей, по Его святой воле Он приходит в наш мир. Темная пещера и ясли символизируют собой черноту порабощенной грехом человеческой души, и в то жевремя напоминают о грядущей Голгофе и Гробе, который станет источником нашего Воскресения[4]. Став подобным нам во всем, кроме греха, Человеком, Господь исцелил человеческую природу. Он принял крестную смерть, чтобы уничтожить саму смерть, и воскрес из мертвых, даруя всем нам жизнь вечную.
Вот почему с пришествием Христа Небо и земля стали единым целым: на землю пришел Бог, человек взошел на Небеса. «Бог даровал нам самое великое благо, — говорит святитель Иоанн Златоуст. — Он сделал людей ангелами, сынами Божиими, братьями Христовыми»[5]. Поэтому так торжественно и радостно звучит в рождественские дни славословие Бога, наша благодарность Спасителю.
Рождество — это великая тайна и в то же время реальность каждого дня нашей жизни. Ведь всё, что с нами происходит, и всё, что мы делаем, имеет значение для нашей будущей жизни, для вечности. С нами Бог[6] — это самое большое счастье и великое утешение в трудностях, которые неизбежно бывают в жизни каждого. Но крайне важно почаще задавать себе вопрос: а я сам — с Богом ли? Чем отвечаю на Его любовь, доверяю ли Ему, живу ли так, как Он заповедал нам в Евангелии?
Главный установленный Богом закон — заповедь о жертвенной бескорыстной любви: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга[7] .
И задача жизни христианина — научиться такой любви к Богу и людям. Праведный Иоанн Кронштадтский напоминает: «Жизнь сердца — это любовь, а его смерть — это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования»[8].
В праздничные дни Рождества мы призваны щедро делиться радостью, которой наполнена душа. Нужно обязательно постараться обратить внимание на тех людей, которые находятся рядом с нами и нуждаются в нашей помощи. Есть очень важный духовный закон: Господь преумножает наши силы и средства, когда мы жертвуем их другим, а главное — расширяет наше сердце, чтобы оно не было тесной темной пещерой, а стало местом, где мог бы воцариться Христос.
В первые дни Нового года мы вспоминаем события года ушедшего, благодарим Бога, от Которого зависят «времена и лета» нашей жизни, и просим Его благословить наши добрые начинания.
Слава Богу, что вера укрепляется на Симбирской земле, строятся новые храмы, что люди по-настоящему приходят ко Христу. Во всех таинствах Церкви Христовой действует невидимая, но могущественная сила благодати Божией, которая преображает мир и которую Господь подает нам для того, чтобы мы могли исправляться и возрастать духовно.
Дорогие братия и сестры! В эти рождественские дни всем нам от души желаю, прежде всего, мира. Молюсь об укреплении воинов — защитников нашего Отечества, об исцелении и утешении от Господа всех пострадавших. Пусть в Новом году Господь хранит Симбирскую землю, умирит нашу жизнь и благословит наши труды. Крепкой веры, счастья и благополучия вам, вашим родным и близким!
Обильной милости и всесильной помощи воплотившегося нас ради Христа Спасителя желаю всем вам в наступившем году!»
Примечания.
[1] 1 Тим. 3, 16.
[2]Канон на повечерии предпразднства Рождества Христова, песнь 3, в русском переводе М. Скабаллановича.
[3]Символ веры.
[4]Часы Святой Пасхи.
[5]Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на послание к Римлянам, гл. 5.
[6]Ис. 8, 10.
[7]Ин. 13, 34.
[8]Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Творения. Моя жизнь во Христе. Т. 1.