Директор музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ирина Котова рассказала об истории собора в Симбирске, которому могло бы исполниться 200 лет. Святыня была уничтожена в СССР в 30-е годы ХХ века.
Троицкий собор в Симбирске — в ряду храмов-памятников, посвящённых победе России в войне 1812 года, в контексте конкурсных проектов Храма Христа Спасителя в Москве. Источниками для данного анализа послужили материалы известного дела 1816 года о строительстве собора в Симбирске, хранящегося в РГИА и опубликованные в последние годы в ряде изданий материалы двух туров первого конкурса проектирования Храма Христа Спасителя в Москве.
В первом конкурсе 1813-1814 годов принимали участие выдающиеся русские архитекторы-классицисты В.П. Стасов, Д. Кваренги, А.И. Мельников, О.И. Бове, А.Н. Воронихин и А.Л. Витберг. Развивая темы римского Пантеона, собора святого Петра в Риме и святого Павла в Лондоне, это поколение архитекторов выражало национальную духовную идею через обращение к привычным аллегориям и схемам классического искусства. К этому поколению архитекторов относился и создатель симбирского Троицкого собора М.П. Коринфский.
Влияние Отечественной войны
Война 1812 года вызвала к жизни огромное количество памятников разного рода, но самым распространённым видом увековечивания памяти об этом событии стал традиционный для русской культуры тип благодарственного храма. В этот период возникает его принципиально новая разновидность. Её отличает крепнущая тенденция превращения благодарственного храма в некую разновидность музея, отражающая историзм мышления, свойственный людям XIX века; количественное увеличение храмов, посвящённых небесным покровителям августейших особ. В царствование Александра I, особенно после войны 1812 года, эта традиция становится массовым явлением отечественного храмостроения.
Первоначально симбирское дворянство вознамерилось перестроить древний Свято-Троицкий собор, посвятив его святому Александру Невскому. Он был возведён на Соборной площади города в 1712 году на месте бывшей деревянной церкви, построенной одновременно с крепостью.
Сегодня известно два проекта перестройки Свято-Троицкого собора. Первый, составленный губернским архитектором М.М. Рушко, был отвергнут Строительным комитетом в связи с техническими трудностями и невозможностью переделать старый фасад «в хорошем вкусе». Второй проект, вероятно, предложенный комитетом как альтернатива проекту Рушко, создан петербургским архитектором Луиджи Руска, строителем Михайловского собора Псково-Печерского монастыря – храма, возведённого на средства воинов корпуса Витгенштейна, отличившихся в боях под Псковом. Оба проекта — вариант распространённого в классицизме пятикупольного храма соборного типа. Новый симбирский храм мыслился его создателями как храм-памятник великой победе, имевший конкретное мемориальное значение, и одновременно как памятник императору Александру I.
Как делали проект собора
Для составления нового проекта в город был приглашен М.П. Коринфский, выпускник Академии художеств, ученик великого русского зодчего А.Н. Воронихина, участник строительства Казанского собора в Петербурге – первого национального храма-памятника общероссийского значения. Коринфский имел репутацию мастера, трудами которого был воздвигнут величественный Воскресенский собор, посвящённый победе русского оружия в войне с Наполеоном в Арзамасе, родном городе архитектора.
Спроектированный Коринфским для Симбирска собор обнаруживает определённое сходство с проектами храма Христа Спасителя Воронихина.
Круглый в плане Троицкий собор Коринфского был с четырьмя восьмиколонными портиками коринфского ордера, световым барабаном-ротондой, прорезанной 12 арочными окнами и окружённой 24 колоннами, увенчанный золотым куполом.
Интерьер храма представлял собой цельное, легко обозримое пространство. Он был лишён внутренней колоннады и формировался четырьмя пилонами треугольной формы, декорированными полуколоннами коринфского ордера. В южной части располагался придел во имя святого благоверного князя Александра Невского, в северной – придел во имя Усекновения Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Боковые части были перекрыты цилиндрическими сводами. Главный престол был освящён во имя Святой Живоначальной Троицы.
Приезд императора Александра I
Утверждение проекта Коринфского и закладка собора относятся к сентябрю 1824 года. Проект был показан посетившему Симбирск Александру I, который, познакомившись с ним, одобрил замысел архитектора и собственноручно положил в основание собора камень и извёстку «нарочно приготовленною для сего случая серебряною золоченую лопаткою». В 1825 году совет Академии художеств за проект Свято-Троицкого собора в Симбирске избрал М.П.Коринфского в «почётные академики».
Таким образом, с большой долей уверенности мы можем утверждать, что Троицкий собор, спроектированный Коринфским для Симбирска, в своем решении восходит к проектам представленным на конкурс Храма Христа Спасителя – Андреем Никифоровичем Воронихиным, что ни в коей мере не умаляет значение работы Коринфского, напротив, упоминание имени великого русского зодчего в связи с симбирским памятником делает его более интересным для исследователей.
По материалам журнала «Мономах»