Яндекс.Метрика
Впервые за шесть лет в Ульяновске вновь зазвучал орган Hermann Eule
12:4431 августа 2022

30 августа его представили в зале камерной и органной музыки Ленинского мемориала.

Как это было?

Как рассказал куратор проекта переноса органа, заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова и заслуженный артист России Даниэль Зарецкий, перенос оказался очень сложным.

«Изначально все работы должна была проводить фирма Hermann Eule из Германии, которая 40 лет назад устанавливала этот инструмент и знала его досконально. Но из-за известных обстоятельств проект пришлось подхватить нам. Немецкие мастера добросовестно разобрали, промыли и прочистили орган, перенесли его в этот зал и упаковали. Обратно вернуться они уже не смогли, поэтому пришлось реализовывать проект своими силами. К счастью, у нас есть свои органные мастера, которые оказались в состоянии это сделать. Именно они смогли собрать воедино те части инструмента, которые остались после работы немецких мастеров», – сказал Даниэль Зарецкий.

По словам куратора, немцы поделились фото и чертежами, которые делали в процессе, однако, так как немцы разбирали орган под себя, органным мастерам из Екатеринбурга и Карелии Денису Фомичёву и Сергею Горохолинскому пришлось изрядно поломать голову над таким непростым «пазлом». Какие-то части инструмента в процессе оказались утрачены, поэтому что-то пришлось восстанавливать в процессе сборки. Как отметил Даниэль Зарецкий, дать органу новую жизнь – это настоящее чудо.

«Второе рождение органа – это редкое явление. Как правило, органы строятся для конкретного места, где и устанавливается. Оттого и не существует двух одинаковых инструментов, ведь каждый точно рассчитан под параметры своего помещения, поэтому любой перенос – это всегда большой риск. Однако в данном случае риск оказался оправданным: неизвестно, сколько лет бы ещё орган простоял в саркофаге внутри старой филармонии, а для инструмента такое состояние – медленная смерть. Кроме того, ни для кого не секрет, что в старом здании этот шикарный инструмент оказался в далеко не лучших акустических условиях, а новый зал специально реконструирован именно под органную акустику. По мнению множества специалистов, участвовавших в приёмке органа, здесь он звучит гораздо лучше», – подчеркнул Даниэль Зарецкий.

В новую жизнь – с новым залом

К слову, в этот же вечер презентовали не только восстановленный инструмент, но и новый зал, специально созданный под него. По мнению доктора искусствоведения, органиста и главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой, открытие нового акустического зала, особенно не в столице – безусловно, важнейшее событие.

«Музыканты часто страдают от того, что они вынуждены играть в залах, неприспособленных для музыки. А ведь для артиста очень важно, чтобы звук летел, чтобы было слышно то качество звука, которое предполагал композитор. И, конечно, это очень важно для публики. Поэтому радует, что в Ульяновске появился такой новый зал. Кроме того, внешний вид и акустические свойства площадки дополняют и панорамные виды Волги: люди смогут не только слушать музыку, но и вдохновляться красивым пейзажем. Уверена, что у зала будет большое и хорошее будущее. Если говорить об органе, инструменты фирмы Eule мне встречались: они очень качественные, удобные для игры. Кроме того, конкретно этот орган обладает достаточно разнообразными тембрами. Конечно, он больше ориентирован на музыку барокко, но, как было принято в 80-ые года прошлого века, инструмент построен как универсальный. Поэтому здесь предусмотрены технические лазейки, позволяющие играть не только старинную музыку, но и романтику, и современные вещи», – поделилась Евгения Кривицкая.

Ульяновский орган стал вторым по счёту из шести инструментов Hermann Eule, установленных в России. Всего в него входит 2,5 тысячи труб, каждая из которых имеет свой голос и относится к одному из 35 тембровых наборов звучания или регистров – кстати, по количеству регистров ульяновский орган входит в пятёрку крупнейших инструментов этой фирмы в нашей стране. За этот вечер в исполнении известных российских органистов прозвучали такие композиции, как «Домский собор» Микаэла Таривердиева, «Токката ре минор» и «Две хоральные прелюдии» Иоганна Себастьяна Баха, Менуэт и Токката из цикла Эжена Жигу «Десять пьес для органа», Токката из «Готической сюиты» Леона Боэльмана, а также финальная часть из «Симфонии для органа №1 ре минор» Луи Вьерна.

Не обошлось и без первых лиц региона

Само мероприятия проходило в закрытом формате. С приветственным словом к ульяновской публике обратился губернатор Алексей Русских.

«Хочу поздравить всех ценителей классической музыки с этим знаковым для Ульяновской области событием. Впервые этот орган прозвучал на нашей земле 40 лет назад, и вот сегодня, спустя шесть лет вынужденного молчания, мы слышим этот инструмент вновь. Хочу поблагодарить всех, кто принимал в этом событии активное участие: музыкантов и настройщиков, работников Ульяновской филармонии, а также строителей и реставраторов, которые воссоздали этот замечательный акустический зал», – отметил глава региона.

Кроме того, Алексей Русских вручил награды всем активным участникам восстановления ульяновского органа.