15 ноября на заседании комиссии Общественной палаты по вопросам экологии и охраны окружающей среды рассмотрели острейший вопрос ульяновской экологии – начавшуюся рекультивацию загрязненного нефтепродуктами участка Винновской рощи. Подготовительные работы по проекту стартовали в начале октября, на прошлой неделе подрядная организация АО «ТСНРУ» приступила к выемке грунта в районе южных ручьев и демонтажу недействующих сооружений очистки.
В обсуждении приняли участие члены комиссии и отраслевой рабочей группы, представители межрегионального управления Росприроднадзора, областного министерства природных ресурсов и экологии, подрядной организации, ученые и эксперты.
Обсуждение открыл глава экологической комиссии палаты, модератор мероприятия Лев Левитас: «Нефтяные пятна в роще я, будучи тогда инспектором, обнаруживал еще в середине девяностых, все знали, что источником является подразделение железной дороги. С тех пор тема то угасала, то вновь возникала. Несколько лет назад проводили изыскания, сейчас мы имеем то, что имеем. Вопрос мы несколько раз разбирали с разработчиком проекта, выносили рекомендации, в итоговом варианте они были учтены».
Проект проводимых в роще работ, по его словам, поддержали и на двух состоявшихся ранее общественных слушаниях. Тем не менее, вопросы о целесообразности и способах расчистки ООПТ сейчас снова начали возникать.
По словам представителя АО «ТСНРУ», в настоящее время проект отправлен на повторное согласование в Росприроднадзор. С октября проводятся работы, которые можно делать без ППР – расчистка русел от валежника. Сейчас на частной территории обустраивают временную подъездную дорогу, также закупают материал и технику малой механизации. Будут применены экскаваторы весом до 7 тонн, два самосвала до 10 тонн. Там, где есть возможность обеспечить подъездные пути без повреждения рельефа, для вывоза грунта частично будет использоваться самосвал, в остальных местах – перевозка на тележках вручную.
Экс-замминистра экологии региона Михаил Загородников, выступивший на площадке в качестве эксперта, отметил, что линза с нефтепродуктами может сочиться под землями рощи еще около 20 лет, и все это время искать виновных нет смысла. С действиями подрядчика он полностью согласен, ведь проект получил разрешения госэкспертизы.
«Говорить, что техника пройдет по земле Винновской рощи не правильно, временная дорога будет представлять собой слои из водонепроницаемой пленки, песка и бетонных плит, после вся эта конструкция полностью убирается. По проекту ручьи будут загоняться в трубы, но труба будет подходить только к тем слоям ручьев, где идет загрязненная вода. К тому же, нам в любом случае нужны будут хоть какие-то подъездные дороги, чтобы обслуживать очистные. Также предлагаем порубить в щепки бурелом и отсыпать им дорожки, чтобы людям было удобнее гулять», – разъяснил Загородников.
Основания необходимости производимых в парке манипуляций привел также директор департамента природопользования Минприроды Роман Кирпичников.
«С 2021 года министерством были запланированы средства на проведение изыскательских работ и разработку документации. Изыскания подтвердили наличие загрязнений, концентрация нефтепродуктов по результатам исследований проб поверхностных вод составила 199 ПДК, железа – 27 ПДК, марганца – 130 ПДК, жесткость – 2,9 ПДК. В поземных водах превышение ПДК нефтепродуктов в разных точках составило от 10 до 22 тысяч. Анализы стали основанием для включения Минприроды РФ объекта в реестр объектов накопленного экологического вреда. После проект был разработан и прошел государственную экологическую и строительную экспертизу, вынесены положительные заключения», – прокомментировал Кирпичников.
В результате проект был профинансирован федеральным центром в рамках национального проекта «Экология» на 200 миллионов рублей, еще 56 миллионов направили из регионального бюджета. Добавим, что специалисты НИЦ «Поволжье» по итогам недавних исследований вынесли рекомендации, согласно которым пострадавший участок можно считать «зоной экологического бедствия».
«Нефтяные пятна хорошо видны, достаточно немного приподнять грунт на ручьях, начинает блестеть радужная пленка. Глубина изъятия ила до двух метров, затем он будет заменен на чернозем», – добавил глава департамента.
Заместитель руководителя межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Алексей Орлов отметил, что ситуацию в роще ведомство поставило на контроль еще до начала разработки ПСД: «В июне большие превышения были обнаружены и в почве, и в воде. За последние годы к нам поступило много обращений с просьбой о рекультивации Винновской рощи. Могу сказать однозначно – работу надо вести. Со своей стороны по поручению центрального аппарата мы продолжим контроль».
Руководитель отраслевого блока «Экология» ЦУР Сергей Авдоничев также считает рекультивацию абсолютно обоснованным процессом, для наглядного подтверждения своей позиции он принес воду, набранную накануне из одного из ручьев Винновки, которая по цвету лишь немного светлее мазута.
«Не все люди разбираются в том, что такое ППР и ООПТ, поэтому нужно перед началом таких проектов проводить более тщательную разъяснительную работу. Судьба Винновской рощи, как одной из жемчужин региона, волнует многих. Но самое важное – это быть уверенными, что в будущем не возникнет новых мест выхода линзы на поверхность», – отметил руководитель.
Также он обратил внимание, что в парке, кроме ООПТ, много исторических мест: беседка Гончарова, склепы, усадьба Киндяковых, место сражения времен Гражданской войны, поэтому парк должен быть не только природной, но и историко-культурной территорией. Тогда вопрос выйдет за рамки сохранения природы.
Научное сообщество на заседании представил кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры зоологии УлГПУ Михаил Корепов, доводы профильных ведомств ему понятны, однако остается открытым вопрос определения точного месторасположения линзы, как вероятности повторения ситуации в будущем.
«Винновская роща, как и любая другая экосистема, так или иначе, способна справляться с загрязнениями. Сейчас там все визуально растет, живет. Пусть это называют заменой, но по факту произойдет полное уничтожение пойменного и придонного слоя, и нам никто не гарантирует, что это не повторится. В результате не решив первопричину, мы можем получить две проблемы – нарушить экосистему и допустить новое загрязнение», – обозначил свою позицию Корепов.
Как отметил представитель Роспотребнадзора, ждать самоочищения рощи десятилетиями не стоит, для проекта все есть и контроль будет осуществляться. Однако отдельные участники встречи выразили опасения, что ООПТ могут разделить на части и отдать склон под строительство точек отдыха.
«Дороги временные, их разберут, осушение рощи не планируется. Выкопать линзу невозможно, так как она расположена частично под дорогой и жилыми домами, при этом источник попадания нефтепродуктов в грунт обесточен. Все выходы воды будут собираться в трубы и выходить единым потоком на очистные, их обслуживание готов взять на себя город», – парировал Михаил Загородников.
В завершение обсуждения Лев Левитас рекомендовал подрядчикам тщательно вести мониторинг уровня загрязнения почвы и предотвратить лишнюю выемку грунта. «Считаю, что чистить рощу нужно, работы необходимы. Мы эту тему не закрываем, по мере реализации проекта будем организовывать обсуждения», – отметил глава комиссии.