«К Ульяновску-Восточному прилегает портовая особая экономическая зона. И чтобы сохранить привлекательный для инвесторов потенциал этой зоны, прорабатываются меры, позволяющие снизить финансовую нагрузку на содержание аэропорта», — сказала Марина Алексеева.
По ее словам, среди путей поддержки — передача в государственную и муниципальную собственность ряда объектов инфраструктуры, лоббирование интересов «Авиастара» «в части получения федеральных субсидий для компенсации затрат, связанных с приемом бесплатных судов» и другие, а также «Авиастар» готов добиваться сохранения этого статуса при условии решения определенных вопросов, касающихся снижения финансовой нагрузки по содержанию аэропорта.
«Для самого «Авиастара» в текущих приоритетах необходимости в сохранении статуса нет, в то же время региону это очень нужно, тем более что мы позиционируем себя как авиационный регион», — рассказала «Ъ-Волга» Марина Алексеева.
Гендиректор ПОЭЗ «Ульяновск» Олег Барабанов подчеркнул, что для ПОЭЗ сохранение статуса международного аэропорта принципиально важно, «изначально ПОЭЗ и создавалась как особая зона аэропортового типа в привязке к Восточному, и эта логистическая составляющая имеет большое значение в развитии проекта».
Между тем источник «Коммерсанта» , знакомый с ситуацией, пояснил, что никто специально не требует лишить аэропорт его статуса. «Просто ПАО „Ил“ настаивает на необходимости сокращения расходов, связанных с производством самолетов, в целях снижения их себестоимости. Статус аэропорта требует допрасходов на круглосуточное обеспечение полетов, содержание полосы, содержание дополнительного персонала, авиадиспетчеров и т. д. Для ПАО „Ил“ не принципиально, есть статус, или нет. Главное, чтобы не было на него дополнительных расходов. Станет аэропорт самоокупаемым, пожалуйста, пусть остается. Нет — тогда проще стать просто испытательным аэродромом „Авиастара“», — сказал собеседник.
По его словам, существенную долю в повышении доходов аэропорта могла бы дать компенсация затрат на обеспечение полетов самолетов ВТА, только по прошлому году за «взлет-посадки» самолетов ВТА был составлен акт выполненных работ на 23 млн руб., «по этому году сумма может вырасти до 90 млн руб.», но пока вопрос выделения субсидий от Росавиации на компенсацию этих затрат не решен, «поскольку у Росавиации также есть лимиты».
Другой источник, близкий к структурам «Авиастара», заметил, что аэропорту помогли бы льготы по налогам для «Авиастара», «но правительство региона на это не идет». По его мнению, постепенно можно было бы выйти на самоокупаемость, если добиться полной компенсации за «взлет-посадки» самолетов ВТА и привлечь на работу с аэропортом ряд других транспортных авиакомпаний. «Если в сутки будет приниматься по 2-3 тяжелых транспортных самолета, аэропорт выйдет на самоокупаемость», — сказал собеседник.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что решить задачу будет непросто. По его мнению, «позиция ПАО „Ил“ логична», и для ОАК сейчас вопрос ПОЭЗ не среди приоритетных. «Поэтому стоит вопрос, кто может заплатить за сохранение статуса аэропорта. И рассчитывать, что Ульяновская область будет тянуть на себе этот проект, наверное, не получится. Выйти на самоокупаемость аэропорт мог бы, но в других экономических условиях, и когда активно работала бы ПОЭЗ, генерируя грузопоток и денежные потоки. А пока ситуация оптимизма не вызывает», — отметил эксперт.