Ульяновский легпром подружат с СПО и фэшн-индустрией
16:4205 Марта 2021

Сегодня, в преддверии Международного женского дня, Сергей Морозов встретился с профессионалами легкой промышленности и креативных индустрии региона, ведь именно эти сферы традиционно считаются женскими.

В пандемию отрасль легкой промышленности одной из немногих показала рост, в лидеры вышли такие направления, как дизайн и пошив одежды и аксессуаров. Здесь Ульяновской области есть что предложить, в регионе действуют несколько десятков предприятий – от крупных фабрик до небольших шоурумов и мастерских.

«Уже на следующей неделе мы будем обсуждать вопросы нашей кластерной политики, а кластер легкой промышленности и дизайна входит в число самых перспективных. Необходимо подумать, как переформатировать работу с кадрами. Возможно, переймем советский опыт, когда при каждом крупном предприятии были свои образовательные классы. Также продолжим открывать новые мастерские и лаборатории с современным оборудованием. Кроме того, надо смелее погружаться в сектор электронной торговли, в ближайшее время откроем офис цифровой коммерции. Мы изучили мировой опыт, поддерживаем связь с российскими цифровыми гигантами и вполне можем реализовать накопленные знания», – подчеркнул губернатор.

Для представителей индустрии в Ульяновской области планируется введения ряда компенсаций, например, в части затрат на приобретение оборудования, на участие в выставках и байерских турах и выход на маркетплейсы.

По словам главы корпорации развития промышленности и предпринимательства Руслана Гайнетдинова, сегодня отрасль претерпевает существенные изменения. «Ушли традиционные лидеры советского времени, пришел новый сегмент экономики – производство одежды, спецодежды, тканей. Мы понимаем, что кластер находится на стыке фэшн-индустрии, креативных индустрий и легпрома как такового. Только в кластерном формате мы можем эти проблемы решать, чтобы поженить и СПО, и вузы, и повысить престиж профессии», – сказал глава корпорации.

Не только поженить, но и сделать этот союз счастливым и долгим должен комплексный подход и тесное взаимодействие между сторонами. «Мы вывели для себя четыре основных направления развития легкой промышленности, которые необходимо перезапустить — это кадровая политика, точечные меры финансовой и налоговой поддержки, продвижение продукции и бизнес-образование самих предприятий и управленцев», – добавил Руслан Гайнетдинов.

При этом самой крупной задачей остается вопрос подготовки квалифицированных кадров и нехватки рабочих рук. На совещании прозвучало, что средний возраст швеи в Ульяновске – около 50 лет.

«Мы все нуждаемся в специалистах и широком сбыте. Действительно, дети выпускаются и уходят, нет мотивации, а взять человека в ателье без опыта работы страшновато. Здесь, конечно, нужны курсы дополнительного образования или переквалификации. Ко мне приходят много ребят на профориентацию, я предоставляю и места для практики. Авторская продукция в Ульяновске пользуется спросом вне сомнений, мы много шьем и для других городов России и Европы», – прокомментировала руководитель авторского ателье Марина Эро.

Система образования – это живой организм, сказала на совещании министр просвещения и воспитания Наталья Семенова, и готова меняться и отвечать на сегодняшние запросы флагманов легкой промышленности.

«Действительно, проблема с нехваткой кадров есть, – подтвердила министр. – Но ее можно решить, допустим, по примеру авиационного колледжа в Заволжье, который в свое время набирал очень мало. Мы встретились с работодателями, открыли под их запросы новые специальности, оснастили техникум тем оборудованием, которое используется именно на предприятии, сейчас конкурс вырос в разы. Это те кадры, которые точно остаются в технических профессиях».

Уже этим летом в Ульяновской области хотят открыть профориентационную смену в детских лагерях по дизайну одежды. Также продолжится оснащение школьных мастерских для занятий кройкой и шитьем.

Необходимо не только обучать, но и поднимать рейтинг самой профессии швеи. Об этом на встрече говорила руководитель агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Светлана Дронова: «Когда началась пандемия, мы сделали воронку, подбирали людей исходя из того, что фабрика сама учила. Сто человек тогда пришло на фабрику и 30 осталось шить. Мы отправляли людей и на другие производства. Но в области сейчас не учат на швей, нет профессионалов и просто не из кого делать подбор, сами предприниматели обучают на своих ресурсах. Волнующая тема – низкий рейтинг самой профессии, молодежь не идет в швеи».

По мнению президента ассоциации профессионалов легкой промышленности и дизайна Алисы Богатовой, молодежь не идет на швейные фабрики, потому что не видит за ними модного бренда. «Хотя мы производим красивую одежду. Конечно, процесс не быстрый, но мы должны сформировать желание молодых людей работать в индустрии, творить и создавать качественные, красивые и востребованные вещи, – обозначила Алиса Богатова. – Мы запустили проект «Акселерация брендов», который поддержал Минпромторг. Модная индустрия и легкая промышленность должны объединиться. Мы просим продолжить этот проект, в команде работают производители, дизайнеры, маркетологи, фотографы, стилисты, нам удалось создать за год 5 модных брендов одежды».

Все высказанные предложения войдут в программу предстоящих мероприятий, которые отвечают целям и задачам нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».