Протоиерей Дмитрий Савельев: «Весь Великий пост христиане готовились к Вербному воскресенью»
17:1824 Апреля 2021

В этом году 25 апреля по православному календарю – праздник, который в народе привыкли называть Вербным воскресеньем. О его значении мы поговорили с настоятелем храма в честь Богоявления Господня села Прислониха, протоиерем Дмитрием Савельевым.

- Каково значение Вербного воскресенья в православии?

- В православном календаре это воскресение называется «Вход Господень в Иерусалим». Этим днём начинается последний этап спасительного подвига Сына Божия. В Иерусалиме Иисус Христос был предан своим учеником, судим неправедным судом первосвященников, перенёс избиения и издевательства, получил приговор от Понтия Пилата, был распят на кресте, погребен во гробе и воскрес на третий день. Все эти события уместились в несколько дней Страстной седмицы. В это время события искупительной жертвы и крестного подвига Сына Божия приобрели особый драматизм и высочайшую духовную содержательность.

- Почему его также называют Вербным воскресеньем, и каково значение вербы в этом празднике?

- Встречающие следующего в Иерусалим Спасителя иудеи постилали на его пути свои одежды и пальмовые ветви. Поскольку данное событие Священной истории имеет непреходящее общечеловеческое значение, его отмечают христиане всего мира, в том числе и в тех регионах, где не растут пальмы. В нашем климатическом поясе верба расцветает одной из первых среди прочих растений. Нередко ее пушистые почки можно увидеть на растениях, ещё даже не освободившихся от снега. Поэтому православные христиане используют цветущие ветви вербы для того, чтобы почувствовать себя подобными встречающим Христа иудеям. Встреча Входа Господня в Иерусалим с цветущими вербами в руках делает молящихся на праздничном богослужении символическими участниками этого важного события Священной истории.

- Чем важен этот день в концепции Великого поста и приближающейся Пасхи?

- Во многих местах Священного Писания подчеркивается добровольный характер подвига Иисуса Христа. Никто не заставляет Сына Божия отдавать свою жизнь. Он сам приносит себя в жертву «нас ради человек и нашего ради спасения». Вход Господень в Иерусалим является своего рода Рубиконом, после перехода которого события Страстей Господних приобретают необратимый характер. Весь Великий пост христиане готовились к этим страшным событиям. И вот они наступили. Теперь остаётся только духовно соучаствовать в них для того, чтобы вместе со Спасителем стать соучастниками не только его крестной смерти, но и его воскресения.

Игорь Игнатьев