28 июля православные отмечают день памяти князя Владимира. Одно из главных деяний князя – Крещение Руси, произошедшее в 988 году. Поэтому эти два события объединяются одним праздником. О личности князя, празднике и истории посвящённого святому храма нам рассказал клирик Владимирского подворья женского монастыря Архангела Михаила села Комаровка, иерей Алексий Шалахов.
Великий князь киевский Владимир Святославич (около 960 – 1015 гг.) происходил из рода Рюриковичей и был третьим сыном князя Святослава Игоревича. Матерью его была Малуша – по одной из версий историков, дочь бывшего древлянского князя Мала. Древлянское княжество было разгромлено княгиней Ольгой, матерью Святослава, а древлянские князья стали рабами князей киевских. Поэтому Владимир часто называется «робичечем», то есть сыном рабыни. Хотя он не был законным сыном князя, но, по тогдашним языческим обычаям, мог наследовать престол. Детство Владимира прошло при дворе его бабки, княгини Ольги, которая первой из княжеской династии приняла крещение. По словам священника, именно её пример в дальнейшем вдохновил Владимира на принятие христианства.
В 970 году Владимир был направлен отцом на княжение в Великий Новгород. После смерти Святослава в 972 году между его сыновьями началась борьба. Ярополк, ставший киевским князем, убил своего брата Олега. Поэтому Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал за море к варягам, чтобы привести на Русь их войска для войны с Ярополком. С помощью варягов Владимир победил и убил Ярополка, а в 978 году захватил Киев.
«В 980 году Владимир устроил реформу языческой религии. Для этого он собрал в Киеве идолы всех главных языческих божеств, которым постоянно приносились жертвы. Жизнь его в то время, по словам летописцев, была наполнена мерзостями. Он содержал огромный гарем жен и наложниц. Жестоко расправлялся со своими врагами, преследовал христиан, приносил человеческие жертвы. В частности были убиты варяги-христиане Федор и Иоанн, которых хотели принести в жертву идолам. Однако в язычестве он разочаровался и стал обращать внимание на религии соседних народов, приглашать к себе для бесед их служителей и отправлять послов в другие страны для знакомства с их верами. Под влиянием своей бабки княгини Ольги он стал склоняться к византийскому христианству», – отметил иерей Алексий Шалахов.
Около 987 года к Владимиру обратились византийские императоры Василий и Константин с просьбой помочь войсками в подавлении мятежа Варды Фоки. Владимир согласился прийти на помощь, если за него выдадут замуж императорскую сестру Анну. Византийцы согласились при условии крещения Владимира и Руси. После подавления мятежа с помощью войск Владимира императоры не спешили выполнять договор. Тогда Владимир осадил и взял город Херсонес – центр византийских владений в Крыму. После этого он принял крещение в Херсонесе – по другим версиям это произошло в самом Киеве или в Вышгороде. Затем был заключен брак с царевной Анной.
«Христианская половина жизни князя радикально отличается от языческой. Он со всей ревностью отнесся к утверждению христианской религии, повелел креститься киевлянам под угрозой в противном случае оказаться врагами князю. Языческие идолы были сброшены в Днепр, капища разрушены. В других городах Руси, в частности в Новгороде, введение христианства не обошлось без насилий. Изменил Владимир и личную жизнь: распустил гаремы, стал помогать бедным и заботиться о распространении христианской нравственности. У Владимира было 13 сыновей и не менее 10 дочерей от разных жен. Престол он хотел передать своему любимому сыну Борису, рожденному от болгарыни. Незадолго до смерти против Владимира подняли мятеж его сыновья Святополк и Ярослав. В походе против Ярослава Владимир умер 15 июля 1015 года и был похоронен в Киеве в Десятинной церкви», – рассказал иерей Алексий.
К лику святых князь был причислен не ранее второй половины XIII века.
Заметим, что, по словам священника, связь даты Крещения Руси с Днём памяти Владимира в большей степени носит символический характер.
«Датой крещения Руси этот день считается чисто условно. Даже крещение киевлян различные летописцы относят к разным годам. Христианизация же прочих земель Руси растянулась на десятилетия и столетия», – поделился иерей Алексий.
Храм, в котором служит иерей Алексий, посвящён памяти великого князя ещё с момента постройки.
«Храм святого князя Владимира был построен в 1990-1991 годах в Заволжском районе Ульяновска. Возвели его на месте бывшего футбольного поля на Верхней Террасе. Наш храм стал первым, построенным в городе в постсоветское время. Впоследствии была обустроена территория, на которой были выстроены вспомогательные помещения: лавка, трапезная, колокольня, библиотека, мастерские. В 1998 году здесь же был выстроен второй храм в честь святой княгини Ольги. В 2020 году храм и его территория были переданы в качестве подворья Михайловскому женскому монастырю в селе Комаровка», – рассказал иерей Алексий.
Игорь Игнатьев