Яндекс.Метрика
Дмитрий Вавилин о трансформации сферы пассажирских перевозок в Ульяновске: «Идем по пути эволюционных решений»
16:5122 декабря 2021

В ближайшие три года сферу пассажирских перевозок Ульяновска ждут изменения, которые почувствует и пассажиры, и перевозчики. Сегодня на тематической пресс-конференции глава города Дмитрий Вавилин заявил, что грядут не эпизодические решения, а системная работа по реформированию всей транспортной отрасли областной столицы.

«Тема транспортного обслуживания вызывает много нареканий от жителей по качеству и доступности, поэтому для администрации – это тема номер один. Проблем много и копились они не один год. Со стороны частных перевозчиков мы наблюдаем нарушение согласованного расписания, снятие машин с рейсов, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, существует проблема доступности перевозок», - заявил градоначальник.

Решить накопившиеся проблемы и, наконец, сделать перевозки безопасными и доступными для всех хотят с помощью перехода на регулируемые тарифы и брутто-контракты, начнут с формирования нормативной базы. Обо всем по порядку в нашем материале.

Управлять будут по-новому

Первыми шагами в решении задач станут изменения условий регулирования рынка. Прежде всего, обязательным для транспорта сделают использование системы мониторинга ГЛОНАСС, за нарушения установленного расписания и графика движения накажут штрафами.

Второе крупное решение – переход на регулируемые тарифы – это механизм, когда заказчик сам устанавливает предельную величину тарифа. Третье – брутто-контракты – модель, когда сбор наличной выручки происходит без участия перевозчика, а договор на оказание транспортной услуги заключает администрация.

«Мы оплачиваем выполнение работ по каждому рейсу, плата за проезд поступает в бюджет. Перевозчик в таком случае не беспокоится, выгодный или убыточный рейс, а спокойно делает свою работу. Мы понимаем возможные риски для бюджета, нужно найти золотую середину между возможностями бюджета и желанием перевозчиков», - пояснил глава Ульяновска.

Переходить на брутто-контракты намерены по всей маршрутной сети в течение трех лет. С 1 апреля 2022 года на них переведут весь электротранспорт, с 1 июля предполагают выставить на торги маршруты ПАТП-1, частников изменения ждут с 2023 года.

Автобусы больше, остановки комфортнее

В период ближайших 3-5 лет планируют отказаться от автобусов малого класса – маршруток – и перейти на автобусы средней и большой вместимости, усилить позиции городского электротранспорта. А также обновить инфраструктуру – трамвайные пути и остановочные павильоны всех видов транспорта.

Маршрутная сеть

Неотложных изменений, по словам замначальника управления дорожного хозяйства и транспорта Геннадия Шакирова, требует маршрутная сеть Ульяновска.

«Основным вектором развития всего общественного транспорта выступит городской электротранспорт, а задачей – сокращение дублированности маршрутов, которая составляет около 4-5% при нормативе в 1,2%. Это сказывается на времени работы и частоте движения, качестве перевозок и экономической составляющей. Мы будем строить маршруты так, чтобы удовлетворить все потребности пассажиров во всех районах города», - прокомментировал Шакиров.

Для Ульяновска разработаны две транспортные схемы, обеспечивающие нормативное время ожидания транспорта и его доступность. Документы транспортного планирования с предлагаемыми изменениями будут постепенно обнародовать на протяжении полутора лет для изучения, чтобы решения не были неожиданностью для ульяновцев.

Передайте за проезд

Если экономика муниципального транспорта для города понятна, а бухгалтерия открыта, то достоверность работы частных перевозчиков оценивается на 80%, остальная часть оборота в «серой зоне».

«Механизм сбора выручки с пассажиров должен быть простым и прозрачным для всех сторон, безналичная форма оплаты может стать здесь идеальным вариантом. Водитель не должен отвлекаться и заниматься сбором выручки, это касается и электротранспорта. Это налоги и белые зарплаты», - подчеркнул директор МКУ «Организация пассажирских перевозок» Владимир Фадеев.

Дмитрий Вавилин отметил, что ранее Ульяновск долгое время использовал регулируемые тарифы на транспорте, перевозчик не мог поднять тариф выше установленного. К тому же, так перевозчики имеют право возмещать выпадающие доходы из бюджета, если тариф ниже, чем себестоимость перевозок.

«Переход означает, что мы все 100% маршрутов должны «переторговать». В первом квартале объявим торги по первым семи маршрутам – это основные магистральные маршруты с самым большим пассажиропотоком. Затем за полтора года, к 1 июля 2023 года, мы должны определить, кто будет обслуживать тот или иной маршрут», - заявил мэр.

В Ульяновске, по словам специалистов, одни из самых низких тарифов на пользование общественным транспортом в ПФО, маржинальность услуги минимальна, но деятельность нельзя назвать убыточной. Тариф будут менять исходя из темпов роста доходов населения в пределах цифр инфляции.

«Система должна быть выстроена так, чтобы сам муниципалитет заказывал услугу по социальному стандарту и следил за ее выполнением. Только так люди будут уверены, что к ним максимум за 15 минут придет комфортный транспорт, который последует точно по своему маршруту», - сходятся во мнении специалисты.