Перед региональным педагогическим сообществом поставлены задачи и направления развития в наступающем учебном году. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов обозначил их на пленарном заседании ежегодного образовательного форума 25 августа.
Он напомнил, что в Указе №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024-го года» для отрасли образования указан ряд президентских задач, которые послужили опорой для формирования региональных целей, среди них вхождение в десятку лучших стран мира по качеству общего образования; «цифровая зрелость» образовательной сферы; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности; формирование эффективной системы выявления и поддержки талантов среди детей и молодежи.
«Мы сумеем достичь этих целей, если направим на это усилия всех без исключения специалистов в области образования – от управленцев и педагогов, до технического персонала. Каждый должен четко осознавать, какие задачи и как мы будем решать ближайшие годы. Для этого предлагаю в каждом образовательном учреждении разработать публичную декларацию, которую нужно будет разместить на сайте учреждения. Мы публично по годам определяем задачи, результат, количественные и качественные показатели», – подчеркнул губернатор.
Поддержка классных руководителей
Разговор о преобразования глава региона начал с пересмотра системы управления регионального образования. С 1 августа 2020 года ульяновский Минобр превратился в
министерство просвещения и воспитания, указывая на новые акценты в его деятельности. Главный департамент министерства стал называться департаментом воспитания и социализации детей. Перед ним, по словам Морозова, стоят задачи межведомственного взаимодействия и совершенствования института специалистов воспитания, классных руководителей. Первый шаг в этом направлении – ежемесячные федеральные выплаты для классных руководителей в размере 5 000 рублей, которые они начнут получать с 1 сентября по президентскому указу. При этом сохраняются региональные меры поддержки. Глава региона отметил, что данная мера не коснулась классных руководителей учреждений СПО, что региональные власти намерены исправить.
«В нашем небольшом по численности регионе классных руководителей СПО 622 человека. 2 октября 2020 года мы все будем отмечать 80-летие профессионального технического образования страны и 180-летие профессионального образования Ульяновской области. В преддверии этих праздников поручаю министерству до 1 октября просчитать необходимый объем дополнительного финансирования, разработать соответствующий порядок для аналогичной поддержки классных руководителей техникумов и колледжей за счет областного бюджета, начиная с 2021 года», – сказал губернатор.
Работа с талантами
Перезагрузке подвергнется и региональная система по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей. По словам главы региона, работу по выявлению талантов поручают дошкольным образовательным организациям. Пилотной площадкой станет детский сад «Волгарик», который перейдёт в государственную собственность Ульяновской области в качестве подведомственного учреждения министерства просвещения и воспитания. Также в госсобственность планируют перевести часть гостиницы «Венец» для оборудования там интернатного проживания для талантливых детей со всего региона.
Будет переформатирован и фонд поддержки одаренных детей с учетом практик образовательного центра «Сириус». «Там сосредоточено все лучшее, что есть в Российской Федерации. Мы поступим аналогично – региональный фонд объединит в единую систему все лучшие учреждения области: Губернаторская детская школа искусств, детские сады, Губернаторский лицей, Дворец творчества детей и молодёжи, Центр единоборств, областные театры, Дом научной коллаборации, IT-клубы, кванториумы, «Алые паруса», будущий образовательный комплекс в Новоспасском, школы РАН», – рассказал Морозов.
Еще одной мерой по развитию талантов станет увеличение количества участников олимпиад за счет увеличения их начальных и школьных этапов.
Развитие общего образования
Губернатор отметил, что основные акценты в образовательной политике последнего времени делаются на цифровизации и совершенствовании дошкольного и начального образования, из-за чего страдает образование общее.
«Если учёба в старших классах подконтрольна и преподавателям и родителям, то ситуация с 5 по 9 класс вызывает тревогу. Эта ступень образования находится в поле недостаточно высокого внимания. А именно в это время идет активное формирование характера, начало самоопределения. При этом разнообразие новых технологий и создание новых образовательных пространств, таких, как IT-кубы и «Точки роста», в полной мере не включены в систему общего образования. В некоторых школах боятся поломать новое оборудование. Считаю важным поддержать общее образование и считать его одним из главных приоритетов наступающего нового учебного года», – сказал Морозов.
По его словам, в регионе будут созданы образовательные комплексы, включающие как школы-лидеры, так и школы с низкой успеваемостью. Это будет делаться для выравнивания возможностей. Также работу с низкорезультативными школами поручено вести УлГПУ. Совместно с министерством университет разработает программы сопровождения этих школ и траектории их развития.
Также приоритетна поддержка детских общественных организаций, ученического самоуправления, волонтерской деятельности и школьных средств массовой информации.
Дополнительное образование
Глава региона подчеркнул необходимость создания школьникам равных возможностей для внеучебной деятельности вне зависимости от места их проживания. По его словам, 1 сентября в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» будут созданы 110 новых объединений дополнительного образования с современными оснащенными местами для более 4500 школьников на базе 61 образовательной организации. В новом учебном году начнет работу мобильный кванториум, который будет обеспечивать доступность к технологическим кружкам детей, проживающих на сельских территориях. Для наработки практики в пилотном режиме работа начнется в 6 муниципалитетах: Чердаклинском, Радищевском, Старомайнском, Карсунском, Тереньгульском и Инзенском районах.
Также 1 сентября в Ульяновске откроются два центра дополнительного образования детей, созданных на базе высших учебных заведений: Дом научной коллаборации в УлГУ и IT-куб в УлГТУ. Глава региона подчеркнул, что в следующем учебном году в качестве площадок для подобных центров будут рассматриваться средние профессиональные учреждения.
Также планируется продолжать работу по созданию условий для занятий спортом.
«За последние пять лет в Ульяновской области в развитие школьного спорта было вложено более 128 миллионов рублей. Школы получили новые спортивные залы с современным оборудованием.2021 год объявлен в области Годом детского спорта.
Не сомневаюсь, что все учебные организации поддержат эту инициативу. Это значит, что должно появиться большое количество спортивных соревнований, спортивных праздников, мастер-классов и конкурсов на спортивную тематику для всех возрастов», – отметил губернатор. Он предложил ввести программу «Сдаём ГТО всей семьей» и рассмотреть дополнительные меры поддержки для социальных предпринимателей, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта.
Обучение педагогов
Губернаторский лицей №101 в микрорайоне Искра новый учебный год встретит в новом статусе – лицея при Ульяновском государственном педагогическом университете. Он станет федеральной инновационной площадкой по обучению по программе непрерывного математического образования, разработанной Институтом системно-деятельной педагогики. Также 101 лицей должен стать для педагогического университета базовой школой для организации непрерывного педагогической практики студентов.
Кроме этого, при подготовке педагогических кадров будет особое внимание уделяться вопросам воспитания. На базе УлГПУ заработают летние и зимние школы для классных руководителей.
«Важно, чтобы современный педагог осознал необходимость непрерывного самосовершенствования, овладения новыми технологиями и компетенциями. Для решения этой задачи принято решение о трансформации Института развития образования в два центра: непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и оценки их профессионального мастерства и квалификации. Первый должен стать местом, куда учитель сможет прийти с любым вопросом. Это должна быть своеобразная зона притяжения учительского сообщества», – подчеркнул Морозов.
Планируется продолжать проект «Виртуальная учительская», где педагоги ежедневно получают ответы на возникающие вопросы о работе образовательных платформ.
Кроме этого, Педагогический университет внесёт коррективы в программу подготовки будущих учителей – все выпускники должны обладать компетенциями дистанционной работы с учащимися. Будет введен практикум по работе с информационными системами.
Цифровизация
«Дистанционное образование не заменит живого общения учителя и ученика, но цифровизация должна прийти на помощь учителю, и потребность в этом растет, – отметил губернатор.– Министерство просвещения и воспитания должно продолжить развитие своей политики в этом направлении, чтобы все участники образовательного процесса – родители, учителя, ученики – были готовы к возможным изменениям».
По словам губернатора по проекту «Цифровая образовательная среда» в 2020-2022 годах 358 общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций обновят материально-техническую базу. Будут приобретены 358 МФУ, 13 604 ноутбука и многое другое. На реализацию цифровой модели образовательной среды в ульяновских школах запланировано выделить 803 миллиона 200 тысяч рублей. Кроме этого, продолжается подключение школ к высокоскоростному интернету. В 2019 году были подключены 60 образовательных организаций, за 2020 год планируется еще 61,а в 2021 году эту работу власти намереваются завершить, полностью подключив все школы, техникумы и колледжи.
Через интернет педагоги смогут проходить аттестацию. Также с сентября начинает работу Центр информационной безопасности.
Кроме этого, губернатор предложил учредить почетное звание «Народный учитель Ульяновской области», создать региональный педагогический совет по примеру федерального с представительством всех муниципалитетов и ввести тематические учебные года с подготовкой учебными учреждениями соответствующих мероприятий. В 2021 году будет 800-летие Александра Невского, поэтому следующий учебный год было решено посвятить именно ему.
Елена Ольдина