25 мая – Международный день пропавших детей. К этой дате в Ульяновске приурочена всероссийская акция «Чужих детей не бывает», организованная добровольческим поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» совместно с городским управлением по делам молодёжи. В этот день предприятия и учреждения по всей России размещают на своих витринах инсталляцию «Стена» – 46 ориентировок с пропавшими детьми по всей России. Всего за 9,5 лет существования поискового отряда организаторам поступило более 17 тысяч заявок.
В Ульяновске фотографии пропавших детей̆ разместили на витринах учреждений и коммерческих организаций центре города на улице Гончарова: их можно увидеть на здании МФЦ, ресторана «Антресоль», здания бывшего отеля Hilton, к акции присоединились кофейня Volsov и «Зеленая улица». Ориентировки провисят на зданиях от одного дня до недели – с каждой организацией разная договоренность.
«Люди реагируют, останавливаются, вчитываются в информацию. Так мы хотим привлечь внимание, в том числе, и молодёжи к данной проблеме. Хочется верить, что этой акцией мы помогаем сформировать ответственное отношение. Молодёжное управление помогает добровольцам из «Лизы Aлерт» и развивает направление поисковых отрядов, в том числе, с помощью подобных акций и поддержки в материально-техническом обеспечении их деятельности. В рамках этого взаимодействия управление по делам молодёжи оказало содействие в размещении инсталляций, фотографий и ориентировок пропавших детей. В позапрошлом году фотографии размещались только на площади Ленина, в этом году отмечается большая включённость организаций города в эту акцию», – отмечает специалист по работе с молодёжью управления по делам молодёжи администрации города Ульяновска Кристина Лемесева.
«Цель акции – показать масштаб детских пропаж, показать масштаб труда добровольцев и поисковиков, – рассказывает региональный представитель добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Aлерт» Алексей Кольцов. – По нашей статистике, размещение ориентировок дает эффект, привлекает население. Детей находят в абсолютно разных ситуациях: уже в статусе приёмных они попадают в другие семьи, находили людей в больницах, в прошлом году девочка нашлась спустя 12 лет – каждая ситуация уникальна. Бывают поиски, которые завершаются в течение нескольких минут, а бывает – длятся годами, и каждый случай подразумевает под собой работу десятков, а то и сотен человек. На текущий момент времени у нас проходит поиск трёхлетней Вари из Псковской области. Там задействовано около 400 добровольцев. В основном, на ориентировки обращают внимание молодежь и люди пожилого возраста, которые, как правило, знают свое близлежащие население. Ориентировка – это хороший рабочий инструмент для поисковиков, и благодаря им часто находились дети».
По словам Алексея Кольцова, в период коронавирусной инфекции чаще стали пропадать именно подростки. «Дети часто теряются, потому что взрослые не обращают внимания на мимо проходящего одинокого ребенка. Тому пример – случай в Курской области, когда 4-летний ребенок вышел из дома, его видели несколько жителей села, но никто не обратил внимания. В итоге ситуация обернулась трагедией, и ребенок погиб. Во время карантина у нас повысился объём пропавших подростков из-за того, что дети не знают, куда направить свою энергию, и они просто-напросто уходят из дома. К сожалению, статистика таких пропаж растет. Причиной может послужить что угодно: человек стремится познать мир, посмотреть окружающую среду, отдохнуть. Это не обязательно конфликт с родителями», – пояснил Алексей Кольцов.
В добровольческом отряде Ульяновской области «Лиза Aлерт» 108 человек активного состава и 250 тех, кто получает оповещения о пропажах и задачах на поиски. За 2019 год в регионе добровольцы «Лизы Алерт» отработали 170 поисков, из них 26 были дети. В этом году из 67 заявок на детский поиск приходится 11. Все дети были найдены живыми.
Чтобы заявить о пропаже человека, каждый может позвонить на горячую линию 8 800 700 54 52, оставить там заявку, которую примут операторы-добровольцы, затем заявка поступает в регион, где её отрабатывает инфогруппа, и принимаются решения о конкретных действиях для поиска пропавшего.
Елена Ольдина