Яндекс.Метрика
«Не нужно делать из Устава энциклопедию». Доступно о поправках в региональную «конституцию»
10:3809 июня 2020

Устав Ульяновской области обновляется: различными экспертами уже предложено более 30 поправок. Сейчас идет один из самых важных этапов - общественное обсуждение этих изменений с ульяновцами.

Напомним, что об обновлении региональной «конституции» уже не раз сообщали различные СМИ. Но что конкретно было исправлено? Какие идеи утвердили эксперты, прежде чем вынести их на общественное обсуждение?

Об этом мы решили побеседовать с тем человеком, который непосредственно участвует в написании самого текста поправок и проверяет их на соответствие законодательству - заместителем руководителя аппарата регионального Законодательного собрания Василием Причестновым. Кстати, именно он 15 лет назад работал и над созданием предыдущей версии Устава.

- Василий Геннадьевич, почему возникла необходимость такого существенного обновления областной «конституции»?

- Тут две основные причины: изменились современные реалии и изменяется главный документ нашей страны - Конституция РФ. Понятно, что наш Устав не может остаться в стороне. Чтобы понять, что конкретно мы меняем, я немного расскажу о том, как принималась предыдущая версия этого документа.

Устав Ульяновской области 1996 года был больше похож на лоскутное одеяло и тем самым напоминал конституции (уставы) многих других субъектов страны. Ведь как обычно поступали при разработке таких базовых документов? «Давайте возьмем что-то из Конституции страны, надёргаем что-нибудь из федеральных законов» - и так далее. В общем, занимались переписыванием. Мы уже в 2005 году поняли, что не нужно делать из Устава энциклопедию - это бессмысленно и бесперспективно. И поэтому пошли по совершенно иному пути: поставили себе цель не дублировать федеральное

законодательство, а кратко и ёмко прописать всё то, что необходимо. В первую очередь, конечно, речь тогда шла о системе и структуре наших органов государственной власти. Именно в тот момент впервые для Ульяновской области стали актуальны институты Губернатора и Правительства - до этого существовали Глава администрации области и администрация области. Разница между ними в том, что Правительство Ульяновской области, в отличие от администрации области, является коллегиальным органом, решения которого принимаются по результатам обсуждения соответствующих вопросов, а не единолично главой администрации.

В результате удалось создать один из самых понятных и лаконичных региональных уставов в России. Но сейчас мы подошли к тому, чтобы внести ряд существенных изменений в наш базовый документ.

- Какие из предложенных поправок - самые важные, на ваш взгляд?

- Пожалуй, прежде всего, можно назвать два значимых изменения. Это не означает, что остальные изменения менее существенны, но в первую очередь следует обратить внимание именно на них. Первое касается социальных прав и гарантий. Я веду речь о 7-й статье Устава, где впервые письменно закрепляются главные задачи органов государственной власти области. Раньше в этой статье только формулировались положения о системе органов государственной власти области, теперь же предлагается установить, что их основными задачами являются защита прав и свобод человека и гражданина, создание условий, обеспечивающих его достойную жизнь и свободное развитие. Далее предлагается прописать, что - я цитирую - органы госвласти Ульяновской области «в пределах своей компетенции принимают меры, направленные на повышение уровня благосостояния жителей региона, доступности для них основных материальных и духовных благ, содействие занятости, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, поступательное развитие систем воспитания и образования, здравоохранения, социальной защиты, в том числе социального обеспечения и социального обслуживания, поддержку культуры и охрану окружающей среды».

Отмечу, что это действительно существенный шаг вперед: ведь всё перечисленное вменяется в обязанность власти, прописывается в основной документ. То есть данные положения могут стать даже основой для иска в суд - если представители власти нарушают процитированные положения Устава.

Другая поправка, на которой я хочу сделать акцент, тесно связана с изменениями Конституции - напоминаю, что их еще предстоит одобрить на всероссийском голосовании.

В настоящий момент Президент РФ формально не относится ни к одной ветви власти. Предлагаемые поправки Конституции изменяют это положение: предусматривается, что Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства РФ, то есть он перестает быть «абсолютным арбитром», а теперь более тяготеет к органам исполнительной власти.

Нечто подобное предлагается перенести и на наш уровень: губернатор непосредственно возглавит областное правительство. Кстати, именно так в Ульяновской области было и раньше, так что тут мы всего лишь возвращаемся к прежней практике.

Я отлично понимаю, что обычному человеку намного важнее те поправки, которые носят социальный характер. Тем не менее изменения в структуре власти тоже очень важны - от этого, в конечном итоге, зависит и благосостояние общества.

- А вот если продолжить тему «социальных» поправок - что еще в этом смысле предлагается изменить?

- Да, тут есть несколько значимых моментов, о которых нужно обязательно упомянуть. Во-первых, мы сформулировали еще одну существенную задачу органов власти области, направленную на создание условий для развития детей и молодежи. Во-вторых, указали на то, что любой житель региона вправе участвовать в законотворческой деятельности - предлагать свои идеи, которые обязательно будут обсуждаться и учитываться. Третье - закрепили в Уставе норму, касающуюся бесплатной юридической помощи для населения: именно областное правительство организует оказание этих услуг на территории нашего региона.

Наконец, можно назвать и задачу развития гражданского общества. Тут подразумевается не только создание условий для развития и защиты гражданских прав и свобод, но и, к примеру, организация ряда конкретных институтов для этого. Имеются в виду омбудсмены: в прежней версии Устава говорилось только об уполномоченном по правам человека, в поправках прописывается также роль уполномоченных по правам ребенка и защите прав предпринимателей. Таким образом мы просто приводим документ в соответствии с реалиями: по факту, эти омбудсмены уже давно работают в регионе. «Уставный» характер будет носить и региональная Общественная палата: ранее о ней в нашем Уставе вообще не упоминалось.

Стоит, вероятно, назвать здесь и другое важное обновление: закрепляется возможность органов власти области создавать консультативно-совещательные структуры - с участием общественников, муниципальных служащих и депутатов. Например, к таким относится областной Совет региональных и местных властей и Межпарламентская ассамблея при областном Законодательном собрании.

- Есть и другие дополнения? Изменена преамбула…

- Да, в преамбуле два новых момента: делается акцент на многонациональном характере истории и культуры нашего региона и подчеркивается роль тех, кто отстоял свободу и независимость страны в различных исторических испытаниях, в том числе - во время Великой Отечественной войны. Есть также дополнения, касающиеся срока полномочий депутатов Законодательного Собрания и их ответственности, а также ряд других.

- И в завершение: если сравнивать с «конституциями» других регионов, в чем особенность именно нашего Устава?

- Помимо лаконичности, о которой я уже говорил, можно назвать еще две особенности: он написан вполне доступным неюридическим языком - в отличие от аналогичных документов многих других субъектов РФ. Там иногда попадаются такие формулировки, что просто удивляешься. Устав Ульяновской области отличает и выверенность с юридико-технической точки зрения. Всё что нужно в нашей «конституции» теперь будет, и в дальнейшем работа по совершенствованию Устава приобретёт менее масштабный характер. Именно на это и направлены все предложенные поправки.