Легендарные модели, династии и ордена. УАЗ – предприятие трудовой доблести
9:3007 Августа 2020

В июле Президент России Владимир Путин поддержал решение о присвоении Ульяновску почетного звания «Город трудовой доблести» за вклад в победу в Великой Отечественной войне, а именно – бесперебойное производство военной и гражданской продукции, а также массовый трудовой героизм и самоотверженность. Значительная заслуга в этом принадлежит Ульяновскому автомобильному заводу, которому уже в следующем году исполнится 80 лет.

Увековечивание памяти

История прославленного предприятия сегодня бережно хранится в стенах заводского музея.

«История нашего предприятия начинается в далеком 1941 году. Когда немецко-фашистские войска подошли близко к Москве, наше правительство приняло решение об эвакуации ряда крупных учреждений и предприятий. Одним из направлений Московского завода имени Сталина был город Ульяновск, и здесь на волжском берегу развернулись первые цеха нашего завода – сейчас это территория Ульяновского моторного завода. Так как эвакуация проходила в максимально сжатые сроки, было много трудностей, и работники завода вложили в это все свои силы – как москвичи, так и ульяновская молодежь. Первой нашей продукцией были авиаснаряды, потом уже в 1942 году начали собираться первые автомобили военного времени – ЗИС-5В», – рассказывает директор музея истории и трудовой славы УАЗ Оксана Морозова.

В связи с новым статусом Ульяновска работа по увековечиванию памяти трудового подвига будет продолжена и приобретет новые масштабы.

«Именно этот завод стал одним из основных в годы войны по снабжению фронта знаменитыми ЗИС-5. Руками ульяновцев был собран завод в 1941 году, а с 1942 начато производство автомобилей для фронта. Это, безусловно, внесло большой вклад в победу. Что такое семь тысяч выпущенных на заводе автомобилей? Это ежедневный круглосуточный труд тысяч людей, сейчас – это наши дети войны, которые работали в возрасте 14-16 лет на заводе, это, к сожалению, те, кто уже ушел из жизни, но мы помним о них. Все, что касается истории, на заводе чтят и передают сегодняшнему поколению. В первую очередь я благодарен нашим ветеранам за этот великий труд», – отметил секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» и первый заместитель председателя Законодательного собрания Ульяновской области Василий Гвоздев.

Как он сообщил, сейчас прорабатывается вопрос о месте расположения стелы трудовой доблести, в его определении примут участие и ульяновцы. Окончательное решение планируют принять уже осенью, а вот построить - в 2021 году. Во всех районах города задумано создать аллеи трудовой доблести. Также сохраняется идея о переносе заводского музея к ДК «УАЗ», чтобы он был открыт для всех жителей Ульяновской области и гостей. Ко всему прочему, 3 сентября в Ульяновске состоится «Диктант Победы». Будет работать 75 площадок, одна из которых расположится в Ульяновском автомобильном заводе.

Династии

Династии на заводе – это отдельная большая история. Семей, члены которых из поколения в поколение трудятся на предприятии, немало. Их истории также бережно хранятся как в заводских, так и в семейных архивах. Екатерина Селезнева уже 26 лет работает на заводе экономистом. Во многом этот выбор был связан с историей семьи.

«Мой дедушка в 1941 году вместе с семьей эвакуировался с заводом из Москвы в Ульяновск. Как он мне рассказывал, обустройство на новом месте и становление предприятия в кроткие сроки, так как нужно было быстро начинать производство снарядов для фронта, было трудным. Дедушка не воевал на фронте, но я считаю его героем, потому что без труда миллионов людей в тылу невозможно говорить о победе в целом. Он стоял у истоков создания новых моделей, проработал здесь 41 год и был начальником отдела подготовки производства, а также инициатором создания заводского музея. Времена были нелегкие не только в годы войны, но и в послевоенный период», – рассказывает Екатерина Селезнева.

Бабушка Екатерины также работала на заводе – бухгалтером 21 год, а мать 39 лет инженером-конструктором.

Выставочный комплекс

В музее представлена коллекция легендарных автомобилей, которые производили на заводе за всю историю его существования.

«В 1942 году начали собираться первые автомобили военного времени – ЗИС-5В, которые были очень популярны в то время, их любили за ремонтопригодность. Они выпускались с 1942 по 1944 года, за это время было сделано более семи тысяч. Стоит отметить, что автомобиль был в упрощенной конструкции, то есть с деревянной кабиной и подножкой, Г-образными сварными крыльями и задними тормозами, то есть очень простой, аскетичный, без отопителей, с естественной вентиляцией. Военные шоферы его называли, если ласково, то «Захар», а если уважительно, то «Захар Иванович», – рассказывает директор музея.

Представленная в музее модель ЗИС-5В – это воспроизведенный вариант. Сейчас он находится в отличном техническом состоянии и каждый год участвует в парадах и выставках.

Самый раритетный автомобиль экспозиции – ГАЗ-АА. По словам Оксаны Морозовой, данный экземпляр в 1973 году в заброшенном состоянии обнаружили работники завода у колхоза. Они привезли его в город, где вскоре восстановили.

Среди наиболее известных – модели ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Последнюю модификацию ласково называли «Аннушка», автомобиль стал пятисоттысячным, выпущенным на предприятии.

«Основные наши госзаказчики – это военные. Параллельно тому, как мы начали осваивать ГАЗ-69, они заказали разработку автомобиля с обязательным местом для носилок. Так возник наш знаменитый автомобиль, который мы называем «буханка» – санитарный автомобиль, сделанный на базе ГАЗ-69. Такие автомобили УАЗ-450А мы начали серийно выпускать в 1958 году, и до сих пор «буханка» пользуется огромной популярностью, даже на фоне современных линеек», – отмечает Оксана Николаевна.

Примечателен данный экспонат и тем, что здесь старый логотип – крылья в цвете. Его сняли с производства в связи с трудоемкостью изготовления. Только в 1963 году был зарегистрирован знакомый всем нам логотип УАЗ в виде птицы.

Здесь стоит отметить, что УАЗ был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени. Первым в 1966 году за разработку автомобиля УАЗ-450А, а через десять лет за разработку УАЗ-469.

История завода продолжается в представленных современных линейках. Самая последняя пополнила экспозицию в 2019 году. Это экспедиционная версия 2018 года, которая участвовала в «Ладога Трофи» по Ленинградской области и Карелии, прошла много тысяч километров и завоевала серебро. Ее музею передали безвозмездно.


Алия Утигенова