Яндекс.Метрика
75-летие Победы. Рождение УАЗа в июле 1941 года
8:1309 мая 2020
Как Завод Имени Сталина стал Ульяновским автомобильным заводом и сделал для фронта более 7 тысяч автомобилей и 20 тысяч моторов.

В июле 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение эвакуировать из Москвы в восточную часть страны крупнейшие предприятия. Сборочное производство завода имени Сталина (позже он стал ЗИЛом) отправили в Ульяновск. В октябре 1941-го станки часть коллектива московского автомобильного завода прибыли на Волгу. За 11 дней работники предприятия демонтировали и погрузили почти 13 тысяч единиц оборудования. Днём рождения завода принято считать 30 ноября 1941 года, когда предприятие было официально зарегистрировано как Ульяновский автомобильный завод имени Сталина. К 1942 году цех боеприпасов выпустил первую продукцию – авиационные снаряды. В марте запустили инструментальное производство, а к маю уже было собрано 5 грузовиков ЗИС-5В. Двигатели для них делали в Миассе. В октябре 1942-го наладили поставки моторов из Миасса и заработал главный сборочный конвейер в Ульяновске. Также Ульяновск производил для нужд армии малолитражные моторы ЛЗ/2. Тогда на заводе работало около 4 тысяч человек.

22 июня 1943 года было принято решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода. Исполком выделил за Свиягой 200 гектаров земли под промышленную и жилищную застройку. Стройка, по сути, затем дала жизнь  Засвияжскому району города. Первый собственный автомобиль – дизельный грузовик УльЗИС-253 – Ульяновский автозавод выпустил в мае 1943 года. В 44-м эту модель «передали» в Миасс, а ульяновцам дали новый проект — ГАЗ-АА.  Первый такой грузовик, кстати, выпустили уже после войны — 26 октября 1947 года.