Сергей Морозов: «В ОЭЗ «Ульяновск» мы создадим зону свободной торговли и первый в стране свободный речпорт»
10:5606 Июня 2019

В ближайшие года портовая особая экономическая зона Ульяновска может превратиться в зону свободной торговли и первый в стране свободный речной порт на Волге. О потенциале ОЭЗ «Ульяновск» на площадке Петербургского международного экономического форума рассказ губернатор Сергей Морозов.

– Сергей Иванович, какие сегодня имеются резервы для стимулирования экономического роста, и какой мировой опыт и опыт наших партнеров из КНР мы могли бы использовать в нашей стране?

– В основу эффективного международного экономического взаимодействия как в КНР, так и в России сегодня положена стратегия максимальной открытости по отношению к двусторонним экономическим инициативам в торговле и инвестициях, а также максимальная поддержка прямых капиталовложений в развитие новых технологий.

Новое время требует новых и нестандартных решений. Мы надеемся, что переговоры Владимира Путина и Си Цзин Пиня, запланированные в рамках мероприятий Петербургского международного экономического форума, позволят двум странам уже в ближайшем будущем выйти на конкретные договоренности о сотрудничестве в формате международных зон свободной торговли.

В России привыкли работать в формате промышленных зон и индустриальных парков, а между тем мир давно ушел вперед. Главная ценность сегодня заключается в том, чтобы организовать масштабные экспортные поставки, сдвинуть с места полномасштабный экспортно-импортный проект, связанный с взаимной торговлей с КНР. И понимание ценности развития торгово-экспортных отношений в России уже есть.

Например, в мае 2019 года глобальная торговая интернет-платформа AliExpress объявила о создании российского сегмента, а капитализация созданной в сентябре 2018 года компании AliExpress Russia к сегодняшнему дню уже составила порядка 2 миллиардов долларов.

В качестве другого достойного образца для подражания мы видим успешную мировую практику зон свободной торговли, которые стимулируют экспорт, производство и конкуренцию, способствуя привлечению инвестиций и распространению технологий. Здесь реализуется политика расширения свободного доступа инвесторов к ключевым отраслям экономики, в том числе в транспорте, здравоохранении, образовании, спорте, телекоммуникациях, финансах.

Во времена повсеместного интернета, больших данных и искусственного интеллекта зоны свободной торговли дают возможность формировать современную экономическую систему с преобладанием индустрии услуг, в том числе туризма и высоких технологий.

Такой инструмент развития используется более чем 100 странами. Сегодня это именно то, в чем нуждается наша страна.

Поэтому мы, с учетом лучших мировых практик, намерены обратиться к руководству Российской Федерации с предложением создать на базе уже существующей в Ульяновской области особой экономической зоны портового типа международную зону свободной торговли, свободного порта (первого на Волге) в формате крупнейшего транспортно-логистического комплекса для перевалки международных грузов.

– Почему пилотную зону свободной торговли вы предлагаете развивать именно в Ульяновской области?

– У Ульяновской области исключительно удачное географическое расположение на карте России, что позволит эффективно осваивать международные транспортные маршруты за счет транзита грузов из Юго-Восточной Азии, в том числе из Китая и Японии, а также из Южной Европы, Африки и других регионов Средиземного моря, с Ближнего и Среднего Востока.

Уже сегодня в регионе работает уникальная для всей страны особая экономическая зона портового типа, которая предназначена для оптовой торговли, логистических операций, а также организации высокотехнологичных обрабатывающих производств.

К настоящему времени ОЭЗ «Ульяновск» уже обладает таможенной инфраструктурой и режимом свободной таможенной зоны. Здесь построена инженерная и дорожная инфраструктура, необходимая для реализации логистических проектов резидентов, в том числе готовый производственный комплекс площадью 14 тысяч квадратных метров в виде типовых помещений, предназначенных для сдачи в аренду резидентам.

ОЭЗ «Ульяновск» – это единственная ОЭЗ в России, на территории которой, помимо производственной деятельности, можно заниматься оптовой торговлей как самостоятельным видом бизнеса. Доступ к любым видам транспортной инфраструктуры и возможность реэкспорта товаров обеспечивают самые выгодные условия для создания центров дистрибуции товаров.

Таким образом, среди объективных преимуществ ОЭЗ «Ульяновск» – удачное географическое расположение, наличие достаточных кадровых ресурсов и возможность быстрой реализации высокотехнологичных проектов, базовой инвестиционной инфраструктуры для локализации инвестиционных проектов и налаживания экспортно-импортных связей.

–Как вы намерены развивать и стратегически позиционировать пилотную зону свободной торговли?

– Наша сверхзадача состоит в том, чтобы сделать Ульяновскую область настоящими воротами в Россию для широкого спектра компаний из Китая, Японии, Вьетнама, Индонезии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Принцип свободной торговли и экспортно-импортных отношений, возможность быстро и дешево управлять грузопотоками в масштабе всего евроазиатского континента позволят создать необходимые предпосылки для столь необходимого сегодня России качественного экономического роста, поддержать вхождение российских компаний в производственные и торговые цепочки по всему миру.   

В ближайшие 2-3 года потенциал ОЭЗ «Ульяновск» будет радикально расширен за счет вновь построенных речного и железнодорожного терминалов. В результате эта особая экономическая территория превратится в уникальную для всей России зону свободной торговли, адаптированную для оптовых поставок товаров со всего мира любыми видами транспорта.

К 2022 году в ОЭЗ «Ульяновск» получит новый речной сегмент, на базе которого затем будет создаваться первый свободный порт на Волге.

А к 2025 году на базе ОЭЗ «Ульяновск» планируется построить мультимодальный контейнерный порт для перевалки грузов между железной дорогой, автомобильным и речным транспортом.

В дальнейшем логистический комплекс ОЭЗ в Ульяновской области станет основой для формирования центра международной торговли, экспорта и финансовых услуг.     

Кроме того, опираясь на проект свободного порта, мы намерены сформировать на его базе пилотную зону для внедрения различных реформ, связанных со стимулированием экономического, технологического роста, развития туризма и реализации наших главных областных стратегий.

– Такой большой проект требует активного участия частных инвесторов и значительных инвестиций. Есть ли у региона партнеры, которые готовы инвестировать и участвовать в реализации этой идеи.

– Мы уже фактически приступили к реализации проекта по созданию в Ульяновской области зоны свободной торговли.

В 2018 году также в ходе Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение о строительстве перевалочного зернового пункта на территории нового речного порта в Ульяновске. К настоящему времени собран пул потенциальных резидентов, в том числе якорный инвестор – группа компаний «Содружество» из Калининградской области, которая планирует реализовать на этой речной площадке ряд проектов в сфере логистики.

В рамках одного ГК «Содружество» к 2021 году будет построен агрологистический терминал со складскими мощностями для хранения сыпучих грузов (например, соевые бобы, подлежащие переработке, и зерно, предназначенное на экспорт), что позволит вовлечь в оборот дополнительно более 200 тысяч га земель и увеличить площадь обрабатываемых земель в Ульяновской области. Общий планируемый объём инвестиций в реализацию проекта составит более 10 миллиардов рублей, будет создано порядка тысячи новых рабочих мест для жителей Ульяновской области. Общий объем инвестиций собранного пула потенциальных инвесторов составляет порядка 12 миллиардов рублей.

К сегодняшнему дню инвестор зарегистрировал юридическое лицо – дочернее общество «Содружество Волга» и осуществляет работы по проектированию предприятия.

Инвесторы продолжают приходить на новую логистическую площадку ОЭЗ «Ульяновск». В рамках нынешнего Петербургского международного экономического форума достигнута договоренность с одним из ведущих логистических операторов КНР об организации в рамках логистической составляющей особой экономической области «Ульяновск» и межправительственного российско-китайского проекта «Один пояс – один путь» регулярных контейнерных поездов по маршруту Китай (провинция Шаньдун) – Ульяновская область.

Как работает эта логистическая схема сегодня? Китайская ОЭЗ организовывает перевозки грузов в контейнерах в Россию и Европу в рамках проекта «Один пояс – один путь». Отправка осуществляется в составе регулярных контейнерных поездов до Москвы, откуда далее происходит дистрибуция товаров.

После подписания нового соглашения контейнеры с грузом из Китая смогут напрямую доставляться в Ульяновскую область для распределения в другие регионы, расположенные на значительном удалении от столицы.

Режим свободной таможенной зоны, действующей в ульяновской ОЭЗ, позволяет без уплаты таможенных пошлин хранить на складах товары иностранного производства и в дальнейшем реализовывать их по всей России.

Реализация этого проекта предполагает строительство на территории ОЭЗ «Ульяновск» логистического склада площадью 20 тысяч квадратных метров, а также контейнерного терминала с железнодорожной веткой, которая будет способна принимать не менее двух составов единовременно. Планируется организовывать не менее 7 регулярных контейнерных поездов ежемесячно.

Также в планах создание консолидационного центра российских товаров в Ульяновской области для экспорта в КНР. Объём инвестиций по этому проекту превысит миллиард рублей, будет создано 1 200 новых рабочих мест для жителей Ульяновской области.

Еще один инвестор, соглашение с которым было подписано в нулевой день ПМЭФ-2019 (компания «Сплав»), планирует создать на территории ОЭЗ «Ульяновск» центральный склад для хранения и дистрибуции продовольственных и промышленных товаров японского бренда Miniso.

Компания Miniso занимается розничной торговлей и для нее очень удобно поставлять товары из Ульяновской области как в Московский регион, так и на Дальний Восток и Урал. В марте 2019 года компания осуществила первую поставку зарубежных контейнеров с товарами на склад ОЭЗ «Ульяновск». В планах размещение значительного объём грузов: начальные объемы – до 20 сорокафутовых контейнеров в месяц.

В дальнейшем инвестор намерен получить статус резидента ОЭЗ «Ульяновск» и построить к 2022 году собственный складской комплекс площадью 15 тысяч квадратных метров. Будущий резидент ОЭЗ рассчитывает создать до 1000 новых рабочих мест.

Мы убеждены, что реализация в Ульяновской области всего комплекса предлагаемых логистических, инфраструктурных, инвестиционных, административно-управленческих проектов в рамках формирования международной зоны свободной торговли с Юго-Восточной Азией позволит добиться необходимых темпов экономического роста, придаст мощный финансовый импульс и расширит бюджетные возможности не только Ульяновской области, но и всего Приволжья, станет залогом укрепления культурных связей между Россией и ее стратегическими партнерами, в том числе КНР и Японией.