Именно как о месте с необыкновенной атмосферой, обладающем созидательной энергией, отзываются о Прислонихе – родине Аркадия Пластова – участники IX Международного пленэра «Мир на кончике кисти». Напомним, он является неотъемлемой и важной частью программы IX Международной ассамблеи художников «Пластовская осень», проводимой в рамках реализации национального проекта «Культура» по направлению «Творческие люди».
Настоящей меккой для художников России и ближайших к ней стран назвал Прислониху руководитель пленэра «Мир на кончике кисти», член Союза художников и заслуженный деятель искусств Татарстана Ирек Нуртдинов.
«Пленэр, приуроченный Международной ассамблее «Пластовская осень», ежегодно собирает известных и талантливейших художников из разных регионов и даже стран. Здесь же проходят мастер-классы для детей из Карсунской школы искусств, сельские жители приходят знакомиться с нами. Пленэр знаменателен ещё и тем, что мы не только пишем этюды, мы решаем важные проблемы Союза художников. В частности, мы беседовали с председателем Союза художников соседнего региона – Чувашии. Проблемы схожи и решать их нужно сообща, – подчеркнул Ирек Нуртдинов. – В Прислонихе красивейшие места, здесь дух Пластова. Они являются меккой для очень талантливых художников».
Руководитель пленэра также рассказал, что если спросить у художника, какая у него лучшая работа, то он скажет: «Лучшая впереди». Также в Прислонихе обстоят дела с любимыми местами для творчества, их попросту нет, потому что все места живописны, можно писать повсеместно. Кроме того, одно и тоже место можно по-разному запечатлеть утром, днем и вечером.
Наверное, именно поэтому более 90 картин за 3 года написали только художники из Чувашии в Прислонихе. По словам Николая Андреева, председателя Союза художников Чувашии, художники уже 3 год приезжают по приглашению на «Пластовскую осень» чему очень рады.
«Мы с удовольствием пополняем коллекции наших и ваших музеев работами. Весь воздух пропитан энергетикой творчества, тут сохранились именно те самобытные дома, родники, амбары, завалинки, которые подчеркивают российский пейзаж. После посещения их художник заряжается творческой энергией, – сказал Николай Андреев. – Пленэр для художника, это, прежде всего, единение с природой, когда он хочет пропустить через себя, свою душу, сердце увиденный пейзаж. Это не просто фотография, каждый художник переживает, нервничает перед тем, как приступает к этюду, пейзажу, зарисовке и, конечно же, после окончания мы видим результат его переживаний, кропотливой работы. Поэтому у художника все время борьба, тем не менее, это нам нравится, заставляет двигаться вперед и писать как можно больше».
О необычном воздухе Ульяновской области и России в целом рассказала и Лариса Джарты, заслуженный художник Украины.
«Буквально недавно я была в Чугуеве на Репинском пленэре. Его посетили потомки Кокеля, ученика Репина. Это классика, академическая живопись,– отметила Лариса Джарты. – То, что нас пригласили сюда, это большое счастье. Душа вновь задышала воздухом России. После Харьковского художественного училища я была отправлена в Хакассию, город Абакан и там проработала 13 с половиной лет в качестве художника-монументалиста. Когда распался Советский Союз, пришлось опять уехать домой, в Донецк. Мы приехали сейчас сюда, и это абсолютно различная от нашей нынешней действительности обстановка, здесь дышится свободно, легко и пейзажи горизонтальные, эти избы, это покой и мир. Это счастье».
Елена Григорьева, член Союза журналистов и художников Украины отметила, что пленэров проводится немало во всех странах, но с ульяновским музеем у музеев Донецка, особенно у музея Арт-Донбасс, сложились особые теплые отношения.
«Донецкие музейные работники в рамках программ часто бывают в Поволжье. К сожалению, в Донецк к нам они приехать не могут, военное положение опасно для жизни. Поэтому мы приезжаем в Ульяновск. Казалось бы, эти пейзажи не очень отличаются от тех, что мы видели, но на самом деле очень отличаются. И состав воздуха, пейзажи, колорит, все-таки разница колоссальная», – сказала Елена Григорьева.
Говоря о Пластове, Елена Григорьева отметила, что даже те, кто старается ему подражать, не могут повторить его в полной мере.
«Это классик, реалист, наш стиль немного отличается от пластовского. Тем не менее, все мы опираемся на реализм и натурализм. Это, как ребенок, который держит маму за юбку и потом всю жизнь у него остается желание прикоснуться к чему-нибудь большому. . Также у художников возникает желание вернуться к истокам классики сделать такую работу в духе Пластова», – подчеркнула Елена Григорьева.
Елена Нестерова