Яндекс.Метрика
Основатель компании по музейному консультированию Гейл Лорд: «Важно, чтобы город генерировал события»
14:0330 апреля 2019

На прошлой неделе Ульяновск с лекциями посетила со-основатель и президент компании по музейному консультированию и проектированию Lord Cultiral Resources Гейл Лорд. Событие прошло в рамках «Школы музейного лидерства», который организован при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Гейл Лорд основала компанию вместе со своим мужем в 1981 году. Сегодня это крупнейшая организация, которая насчитывает несколько офисов по всему миру: в Нью-Йорке, Лондоне, Мумбае и Пекине, а штаб-квартира располагается в Канаде. На счету компании 450 преображенных благодаря культуре городов. Сама же Гейл называет фирму и ее работников «Машиной энтузиазма». Ко всему прочему, она является автором большого количества книг, награждена высшей наградой Канады – орденом Канады и является почетным доктором гуманитарных наук.

В Ульяновске она рассказала о том, зачем и как необходимо выстраивать культурное городское планирование. Концентрировать внимание сегодня, считает она, нужно именно на городах, так как здесь сосредоточено наибольшее количество людей. В 2019 году в них проживает уже 55% населения земного шара, которые вырабатывают более 80% мирового ВВП.

«Планирование с помощью культуры – это значит, что культура должна быть в сердце каждого аспекта жизни города. Это не про то, что культура как поток живет сама по себе, это часть каждой функции городской жизни. В западных странах культурное планирование стало популярным потому, что приносит деньги», – отмечает она.

Важно подчеркнуть, что культура, по мнению Гейл, это не что-то заоблачное, непонятное и предназначенное только для избранных, а возможность самовыражения. Как рассказала гостья, ее знакомство с Россией только начинается, так как в нашей стране она реализовала пока только два проекта. В числе ее самых успешных работ – Чикаго, Бильбао, Солфорд.

«Это примеры городов, которые столкнулись с мощными проблемами. В Чикаго был высок уровень преступности, в Бильбао наблюдались терроризм и деиндустриализация, так как раньше это был промышленный центр. Если говорить про Солфорд, то он был очень бедным», – заметила Гейл.

Английский город Солфорд до конца 20 века являл собой самый неблагополучный город Европы. Для искоренения имеющихся проблем здесь в первую очередь был построен крупный культурный центр, где расположились музеи, театры, открытые пространства. Это дало результаты: вскоре в округу переехали крупные организации и начала развиваться инфраструктура гостеприимства. Важно и то, что культурный центр был привязан к имени забытого художника рабочего класса Лоуренса Стивена Лаури, — это стало своего рода идентичностью населения. В Чикаго был настолько высок уровень преступности, что в некоторых районах люди боялись выходить на улицу. Проведённые опросы дали понять – культура здесь максимально удалена от повседневной жизни горожан. Поэтому здесь ввели уроки ИЗО в школах, а во всех районах внедрили элементы искусства, даже там, где это казалось невозможным. Например, корпуса грузовиков, собирающих мусор, были разрисованы профессиональными художниками, а не заклеены, как обычно, рекламой.

«Культура – это единственный способ адаптироваться к сложному и меняющемуся миру. Она позволит нам объединить все сферы человеческого знания: искусство, науку и промышленность. Я думаю, это важно и для Ульяновска».

Гейл советует не просто переносить успешные практики других городов, а вносить туда детали, специфичные для территории.

«Если город – это просто место проведения мероприятий, которые повторяют опыт других городов, то он превращается в контейнер. Важно, чтобы город генерировал события, они должны быть внедрены в его жизнь. Нужно черпать идеи, которые уже витают в городском воздухе и выводить их на сцену», – говорит она.

Также же важно в эру потребления и цифровизации разрабатывать активные виды окультуривания, что особенно актуально для музеев.

«То, что происходит сегодня в российском городе Коломна — это удивительно, это новая форма возвращения наследия в город. На самом деле большинство исторических центров очень скучны, а в Коломне все иначе. Там возродили мастерские и производство прошлого, используя современные культурные стратегии».

Гейл Лорд отметила пять шагов городского культурного планирования.

1. Создание междисциплинарного рабочего комитета, куда войдут все заинтересованные группы.

2. Оценка ресурсов и лакун в культуре города, инвентаризация.

3. Мнение публики.

4. Поиск партнеров.

5. Создание плана, где будут обозначены приоритеты, рекомендации, инициативы.

Алия Утигенова

Фото взято из группы: «Ульяновск-культурная столица».