Общероссийский народный фронт и фонд «Национальные ресурсы образования» подвели итоги крупного опроса, прошедшего в первой половине 2019 года. В нем приняли участие 2,5 тысячи родителей и 3 тысячи педагогов из 83 регионов России.
Самыми актуальными задачами нацпроекта учителя назвали проведение массовых психолого-педагогических и методических консультаций для родителей (48%), модернизацию инфраструктуры зданий, спортплощадок, техники и оборудования (45%), создание новых школ в селах (42%). Треть опрошенных отметили важность проведения цифровой трансформации образования, 27% – обновления образовательных стандартов, 26% – создания новых организаций дополнительного образования. Сложнее всего, по мнению педагогов, будет идти строительство сельских школ, модернизация инфраструктуры и цифровизация образования.
Также к трудным задачам были отнесены оценка качества образования по международным методикам и введение национальной системы учительского роста – 73% учителей не поддержат введение должностей «старший учитель» и «ведущий учитель», если за этим не последует изменение системы оплаты труда.
Для многих родителей общая дружелюбная, доверительная и комфортная атмосфера в современной школе (51,5%) немногим, но более важна, чем академическая успешность (48,5%). Треть родителей (36%) отметили, что за последние пять лет психологический климат российской школы ухудшился, пятая часть считает, что он стал лучше благодаря гласности и появлению более цивилизованных правовых способов решения конфликтов. При этом обстановку в школе, где учится их ребенок, 17% родителей оценили, как отличную, 67% – как «скорее хорошую». Больше всего в школе ребенка угнетает большое количество домашнего задания (37%), загруженность, неинтересные уроки (33%), нехватка времени на увлечения (31%).
Из всех мероприятий нацпроекта, по мнению родителей, наиболее положительно повлиять на обстановку в школе сможет участие детей в международных соревнованиях (76%), возможность выбирать наставников в исследованиях и проектах (72%) и профориентационные онлайн-уроки (72%). По мнению семи из десяти родителей, благоприятно повлияет на школьную атмосферу вовлечение детей в волонтерство.
При этом некоторые родители беспокоятся, что реализация нацпроекта может привести к увеличению нагрузки на учеников. Так, 34% опрошенных опасаются введения новых обязательных учебных предметов или отдельных модулей, а 22% – увеличения количества проектов, исследований и творческих работ. Настороженно настроены в отношении индивидуализации обучения в школе 18% родителей. Каждый пятый видит риски для образовательной среды в связи с введением должностей ведущего и старшего учителя.
Исследование аналитического центра НАФИ и Совета Федерации, проведенное в мае-июне 2019 года, показало, что о реализации национального проекта «Образование» знает каждый пятый житель страны. При этом почти половина россиян – 46% – считают его наиболее приоритетным из всех нацпроектов.