Музей Василия Зуева в Чердаклинском районе готовится отметить 150-летие со дня рождения художника
14:1630 Сентября 2019

31 марта 2020 года исполнится 150 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка – художника фирмы Карла Фаберже, а также последнего придворного миниатюриста императорского двора Василия Зуева.

«…никто ничего не знал»

Несмотря на то, что последние 24 года своей жизни мастер прожил в Чердаклах и здесь же был похоронен, долгое время о нем ничего не знали. Причиной тому - перипетии его непростой судьбы. Однако пришло время, и в поселке появился музей, посвященный его незаурядной личности. Сейчас экспозиция учреждения – это сотни уникальных предметов, рассказывающих о жизни Василия Ивановича и оставляющих все меньше белых пятен в его биографии.

«Вся история, связанная с Зуевым, началась благодаря ученому секретарю Мемориального фонда Фаберже Валентину Скурлову. До его приезда в Чердаклы никто ничего не знал, и вот сейчас имя Василия Ивановича Зуева, к нашей радости, ставят в один ряд с Сергеем Аксаковым и Николаем Карамзиным, потому что его величина как художника-миниатюриста – колоссальная. Он 16 лет проработал в фирме у Карла Фаберже и был последним придворным художником дома Романовых. То, что музеи 16 стран мира имеют в своих коллекциях работы Василия Зуева, говорит о многом. Его наследие в виде художественного творчества очень востребовано. Как говорит Валентин Васильевич, цены этим произведениям нет, поэтому приобрести настоящее творение Фаберже сейчас практически невозможно», – рассказывает директор чердаклинского ЦДОД (центр дополнительного образования детей), где расположен музей Василия Зуева, Лариса Терехина.

Музей работает уже пять лет. И без того уникальная экспозиция все больше обрастает редкими экспонатами. Поэтому недавно по инициативе губернатора Сергея Морозова принято решение о строительстве нового современного и просторного здания для учреждения культуры, ведь сегодня оно ютится в небольшом кабинете центра. Как признается директор учреждения Лариса Терехина, вместить в существующие площади все, что сейчас имеется в запасниках, не представляется возможным, а планы по развитию музея большие.

Пантеон симбирян, эскизы невыполненных работ и главный экспонат

К юбилейной дате экспозиция активно пополняется ценными и знаковыми предметами.

«К 150-летию Василия Зуева, благодаря Валентину Васильевичу Скурлову и современным мастерам, создается симбирская тема в портретной миниатюре. Это своего рода пантеон великих симбирян, и к 31 марта следующего года он станет еще больше. Тогда мы будем отмечать 150-летие со дня рождения Василия Ивановича. Мы не случайно видим здесь портреты удивительных людей, которые прославили наш Симбирский край, – многие из них связаны и с Чердаклинским районом. Так, Алексей Толстой венчался в Чердаклинском районе со своей первой женой в ныне затопленном храме села Тургенево, Иван Гончаров учился в пансионате, расположенном в селе Архангельское, Аркадий Пластов является лицом региона, а в поселке Октябрьском действует Государственный аграрный университет имени Петра Столыпина. На счет Алекандра Керенского я спросила у Валентина Скурлова, почему именно его личности была посвящена первая миниатюра, он ответил, что очень уважает этого человека. К тому же, искусствовед близко знаком с родственниками Керенского, и вот современный художник Тихонов создал эту миниатюру на слоновой кости для нашего музея. Вообще, здесь повсюду звучит тема Ленина. Как говорит Валентин Васильевич, «ваши земляки потрясли Россию так, что до сих пор отголоски еще звучат». И здесь же в пантеоне разместился Сергий Старогородский — это митрополит, резиденция которого во время Великой Отечественной войны находилась в Ульяновской области. Остальные лица, которые будут воплощены в миниатюре, пока держатся в секрете, но все они – знаковые и имеют прямое отношение к нашему региону и району», – поделилась директор.

Недавно в музее также появились совершенно уникальные вещи, которые были предоставлены потомком клана Фаберже Татьяной Федоровной Фаберже.

«Это подлинники эскизов к работам фирмы Фаберже, которые так и не были воплощены. Их автором является сын Карла Фаберже – Евгений. Нам они переданы в мае этого года. Валентин Васильевич получил эти эскизы из Франции из архива Татьяны Федоровны Фаберже. Это уникальные вещи, которых нет и в столичных музеях. Это то, что могло бы быть реализовано, но не случилось, так как после революции Карл Фаберже быстро покинул Россию. Ему нужно было спасать свою жизнь», – отмечает Лариса Терехина.

Вместе с тем главной гордостью экспозиции остается реплика яйца Фаберже 1916 года.

«Это ювелирное яйцо, «военное стальное», которое создано по эскизам фирмы Фаберже современным ювелиром Михайловым специального для нашего музея. В Оружейной палате Кремля подлинник, а у нас точная реплика один в один и из тех же материалов. А маленький мольбертик, где изображены Николай II и цесаревич Алексей на русских позициях – это реплика с работы Василия Зуева, она является сюрпризом этого яйца. Все яйца, в основном, были такой величины, небольшие, но удивительные по своему материалу и художественному оформлению», – делится директор.

Все меньше белых пятен

Благодаря кропотливой и методичной работе заинтересованных лиц, миру становятся известны подробности биографии нашего земляка.

«К 31 марта будет издана третья книга по творчеству Василия Зуева под названием «Василий Иванович Зуев – художник-миниатюрист фирмы Фаберже и его продолжатели». Дело в том, что Валентин Васильевич Скурлов активно работает в архивах не только России, но и мира. Он находит очень много информации о Василии Зуеве, чего никто прежде не знал. Так, нам стало известно, что в конце 1890 года наш земляк участвовал в первой всемирной художественной выставке в Чикаго», – сообщает руководительница.

Сама Лариса Александровна Терехина живет делом по популяризации наследия Зуева с самого начала создания музея. Она стояла у его истоков и по сей день продолжает заниматься сохранением памяти об известном мастере.

«Я не просто заинтересовалась этой темой, она меня взбудоражила и потрясла. Мы знали, что такое фирма Фаберже, но считали, что это не о нас, не про нас и не для нас. Потому что это мир денежных людей, миллиардеров и никогда в моей голове не могла появиться мысль, что Фаберже – это мы, – говорит Лариса Терехина. – Не только я, но и люди говорят, что это международный проект. «Деревня Фаберже» – такого еще не было в России, и мы должны гордиться тем, что это есть в Ульяновской области. Мы только-только начинаем открывать это наследие, хотя в мире Василия Ивановича знают уже давно».


Алия Утигенова