63.77 Р
72.59 Р
Чудные одежды, страшилки и песни. Как в былые времена праздновали Святки
12:4309 Января 2019

С 6 по 19 января (от Рождества до Крещения) отмечаются Святки. Испокон веков это время считалось не только сакральным, но и веселым. Народ колядовал, ряженые устраивали игры, а юные девицы и не только гадали.

Аномальность объяснялась «пограничным» характером периода. В это время солнце поворачивается с зимы на лето, заканчивается старый и начинается новый год, рождается Спаситель. По поверьям, на землю с того света приходят души умерших, нечистая сила свободно разгуливает по земле, что позволяет заглянуть в своё будущее.

Для колядования традиционным песнопением было: «Рождество Твое, Христе Боже наш…». Помимо этого, дети села Сара Сурского района, стоя под окнами или на пороге избы, иногда использовали и другие любопытные тексты:

«Маленький кнопик

Принес Христу снопик.

Я славить-то не умею

Просить-то не смею.

А вы, люди, знайте,

Копеечку дайте.

Вы, богаты мужики,

Открывайте сундуки,

Вынимайте пятаки.

Маленький вьюнчик

Сел на стульчик.

Стульчик на бочок,

Подай пятачок!»

По традиции, за это хозяева дома дарили детям монеты и угощения. Проигнорировать колядующих и не поощрить, сулило плохой год хозяину дома.

Молодежь в эту пору выбирала более экстремальные розыгрыши.

Они пели:

«Коляда, Коляда, Посконная борода,

Пышки, лепешки, Поросячьи ножки.

Кто не даст пирога –

Разворотим ворота,

Кто не даст лепешки –

Разобьем окошки!»

До исполнения обещанного, конечно, не доходило. Максимум, что могли позволить молодые люди – вымазать ворота или крыльцо углем. Бывало, на подоконник с уличной стороны ставили устрашающие предметы, например, вырезанное лицо из тыквы, а внутрь – свечку.

Колядующие наряжались и изменяли до неузнаваемости внешность – чем необычнее, тем лучше. В селе Проломиха Инзенского района рядились стариками и старухами, также женщины переодевались в парней, а мужчины надевали женские одежды. В поселке Сурское рядились цыганками. Наряды, конечно же, предполагали максимально вживание в роль. Обычным атрибутом было –выворачивание шубы, искусственная борода и обмазанное сажей лицо.

Со Святками связаны и многие легенды о появлении оборотней. Чаще всего они представали в образе мертвецов, опасных и зловещих суженых, а также свиней. Такие истории найдутся в любом селе у старожилов.

Сейчас Святки таким образом не празднуются уже нигде. В селах области реконструкцией обычаев если и занимаются, то в основном – работники культурных учреждений. Информацию они берут из сети, журналов, книг и воспоминаний односельчан. В городе лишь изредка можно встретить детей, которые звонят в дверь и поздравляют с Рождеством с намерением получить угощения.

После Святок всегда наступало Крещение. Все участники святочного веселья должны были искупаться в проруби, чтобы очиститься от греха общения с «нечистой силой».

Материалы предоставлены фольклористом, кандидатом филологических наук Евгением Сафроновым.