С 6 по 19 января (от Рождества до Крещения) отмечаются Святки. Испокон веков это время считалось не только сакральным, но и веселым. Народ колядовал, ряженые устраивали игры, а юные девицы и не только гадали.
Аномальность объяснялась «пограничным» характером периода. В это время солнце поворачивается с зимы на лето, заканчивается старый и начинается новый год, рождается Спаситель. По поверьям, на землю с того света приходят души умерших, нечистая сила свободно разгуливает по земле, что позволяет заглянуть в своё будущее.
Для колядования традиционным песнопением было: «Рождество Твое, Христе Боже наш…». Помимо этого, дети села Сара Сурского района, стоя под окнами или на пороге избы, иногда использовали и другие любопытные тексты:
«Маленький кнопик
Принес Христу снопик.
Я славить-то не умею
Просить-то не смею.
А вы, люди, знайте,
Копеечку дайте.
Вы, богаты мужики,
Открывайте сундуки,
Вынимайте пятаки.
Маленький вьюнчик
Сел на стульчик.
Стульчик на бочок,
Подай пятачок!»
По традиции, за это хозяева дома дарили детям монеты и угощения. Проигнорировать колядующих и не поощрить, сулило плохой год хозяину дома.
Молодежь в эту пору выбирала более экстремальные розыгрыши.
Они пели:
«Коляда, Коляда, Посконная борода,
Пышки, лепешки, Поросячьи ножки.
Кто не даст пирога –
Разворотим ворота,
Кто не даст лепешки –
Разобьем окошки!»
До исполнения обещанного, конечно, не доходило. Максимум, что могли позволить молодые люди – вымазать ворота или крыльцо углем. Бывало, на подоконник с уличной стороны ставили устрашающие предметы, например, вырезанное лицо из тыквы, а внутрь – свечку.
Колядующие наряжались и изменяли до неузнаваемости внешность – чем необычнее, тем лучше. В селе Проломиха Инзенского района рядились стариками и старухами, также женщины переодевались в парней, а мужчины надевали женские одежды. В поселке Сурское рядились цыганками. Наряды, конечно же, предполагали максимально вживание в роль. Обычным атрибутом было –выворачивание шубы, искусственная борода и обмазанное сажей лицо.
Со Святками связаны и многие легенды о появлении оборотней. Чаще всего они представали в образе мертвецов, опасных и зловещих суженых, а также свиней. Такие истории найдутся в любом селе у старожилов.
Сейчас Святки таким образом не празднуются уже нигде. В селах области реконструкцией обычаев если и занимаются, то в основном – работники культурных учреждений. Информацию они берут из сети, журналов, книг и воспоминаний односельчан. В городе лишь изредка можно встретить детей, которые звонят в дверь и поздравляют с Рождеством с намерением получить угощения.
После Святок всегда наступало Крещение. Все участники святочного веселья должны были искупаться в проруби, чтобы очиститься от греха общения с «нечистой силой».
Материалы предоставлены фольклористом, кандидатом филологических наук Евгением Сафроновым.