За время Великой Отечественной войны, которая длилась почти четыре года, успело вырасти целое поколение – поколение тех, кто в раннем возрасте познал горести и тяготы жизни. Сейчас этих людей называют «Детьми войны», и у них свои, особые воспоминания о том периоде. Многих из них уже нет в живых, но их леденящие душу рассказы передаются из уст в уста - от старших к младшим.
Сегодня Наталья Тютина трудится начальником отдела комплектования архивного фонда ведомственных архивов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области и воспоминания ее матери о войне, когда та была еще подростком, отпечатались в ее памяти, кажется, навсегда.
Тютина (Медведева) Евлампия Ефимовна родилась в 1930 году в деревне Котово Ивановской области в крестьянской семье. Рано осталась без отца. Война застала ее в подростковые годы, поэтому она, как и другие ее сверстники, пополнила ряды тружеников тыла.
Новость о начале войны застала Евлампию Ефимовну не дома. Из ее воспоминаний: «Я была в гостях у тети в общежитии в городе Вичуге. Было воскресенье, ясный, солнечный день. Тетя пришла с базара, и все побежали слушать радио в Красный уголок общежития. Так у меня остался в памяти день начала войны. Началась жизнь в военное время. Сначала на войну брали молодых мужчин, а потом постарше. Брали и медсестёр, учителей - одиноких женщин».
Война – это всегда лишения, а голод – один из самых сильно отпечатавшихся в памяти детей войны момент.
Из воспоминаний Евлампии Ефимовны: «Каждую весну мы ходили на гору - искали, рвали и ели щавель, потом в реке рвали хвощ и ели его корень. Когда зацветал щавель, ели его цвет «кашку». Еще в 1941-1943 годах с едой было полегче - хоть немного, но был хлеб, рожь, пшеница, которые давали на трудодни. А потом это закончилось. 1944-1945 годы были особенно голодными. В хлеб стали добавлять толчёную дурунду, толчёный «колоколец» (скорлупа от семени льна). А потом и это всё закончилось и стали печь лепёшки из лебеды, сухих берёзовых почек (их толкли и превращали в муку). А весной ходили в поля и собирали прошлогоднюю мороженую картошку, промывали её, сушили, толкли и пекли лепёшки. А они пахли гнилью, но мы ели с братом, да ещё и не досыта».
После войны жизнь продолжалась и, несмотря на имеющиеся тяготы, надо было устраивать вопросы мирной жизни. Бабушка нашей собеседницы, Медведева Мария Ивановна, очень хотела дать образование детям, так как сама оставшись сиротой, успела закончить только 4 класса школы и была отдана в няньки. Как бы не было трудно, отказывая себе во многом, но она отправила свою дочь – Евлампию Ефимовну - учиться в город.
Из ее воспоминаний: «Чтобы отправить меня на учёбу в город, мама обрезала свои высокие ботинки и получились туфли со шнурками. А из своего девичьего приданого пальто перешила мне пальто на вате. Заколола единственную овцу, продала на базаре мясо, и я поехала в город Кинешму».
В 1946 году Евлампия реализовала долгожданную мечту и поступила в Кинешемский планово-экономический техникум, по окончании которого в 1949 году была направлена на работу в Ульяновск, в артель «Пищепродукт». На родине Ленина она встретила свою судьбу - Тютина Алексея Васильевича, который оказался её земляком, уроженцем Ивановской области. Алексей Васильевич был участником Великой Отечественной, а затем Советско-японской войны.
«Родители прожили долгую жизнь: в апреле 2004 года отметили Золотую свадьбу. Мама умерла в возрасте 82 лет, а папа дожил до 89 лет. Имеют двух дочерей, двух внучек и трёх правнуков, - рассказывает Наталья Тютина. – Сегодня старшие правнуки участвуют в шествии «Бессмертный полк» в Санкт-Петербурге и Всеволожске Ленинградской области».