Яндекс.Метрика
Бизнес, построенный на хобби. Мастерица из Ульяновска шьет костюмы для косплееров со всего мира
9:2919 февраля 2019

Индустрия развлечений давно стала серьезным бизнесом с большим оборотом финансов. За последние годы в этом направлении заметно взлетел и косплей. Некогда увлекательное хобби для некоторых сегодня — любимая работа и образ жизни.

27-летняя Наталья Сысылятина — косплеер из Ульяновска и основатель собственного магазина. Свое дело она начала три года назад, сегодня у нее отдельная мастерская и шесть сотрудников.

— Как заинтересовались косплеем?

— Это было в школьные годы, примерно в 2008 году. Мой первый костюм был по аниме «Code Geass». На черное платье мне дала деньги мама, и мы вместе его делали, а парик я купила на местном рынке и гуашью покрасила его в зеленый. В таком костюме я поехала на новогодний бал в Йошкар-Олу. Тогда же мне пришлось освоить швейную машинку. Причем до этого я не шила и, вообще, ненавидела уроки труда. Все в конце четверти пересдавали математику, а я домоводство.

— Как увлечение стало бизнесом?

— Долгое время я занималась на фрилансе копирайтингом и переводами. Когда наступил кризис, разорилась большая часть моих заказчиков. Тогда я поняла, что нужно начинать все сначала или пробовать что-то новое. Случайно вспомнила, что есть специальный сайт для продажи хендмейда. Я выставила свой костюм, и у меня его купили за 36 тысяч рублей. Учитывая, что моя зарплата составляла 12 тысяч рублей, это был хороший доход.

Сейчас очень много косплееров монетизируют свое творчество. Если ты мастер, то продаешь костюмы или детали к нему, если модель, то заказываешь костюмы и продаешь свои фотографии. Есть также отдельная специализация косплей-фотографов. Всем этим увлекаются люди от 14 лет и до бесконечности. Те ребята, которые делают крупные и дорогие заказы, это где-то 25+, то есть те, кто уже сам хорошо зарабатывает.

Теперь косплееры — это не какая-то маленькая «коммуна», которая сидит в интернете и ходит по неизвестным фестивалям. Для многих это бизнес и работа фултайм. Это пришло с популяризацией фильмов про супергероев и компьютерных игр.

— Насколько успешно такое дело?

— Мой магазин в год делает примерно 100 костюмов. Ценник из года в год меняется. Самый дорогой костюм в 2018 году был отправлен в Германию. Это был плащ из натуральной кожи. Продали мы его за 1300 долларов, но там только материалов вышло на 300 долларов. В большей степени мы работаем на Европу, Америку, Канаду и Австралию.

— Как строится работа над костюмом и проработка образа?

— В зависимости от самого проекта. Я работаю быстро. В принципе все начинается с обсуждения: что хочет заказчик, из каких материалов и так далее. Затем я проверяю образцы тканей. Обычно все беру в Ульяновске. Часть вещей делают мои сотрудники, а я, в основном, все-таки шью.

Если я знакома с источником, откуда взят костюм, то могу посмотреть пару серий для наглядности. Если источник не знаком, например, если приносят мне старое или новое аниме, то я прошу заказчика прислать мне максимально большое количество скриншотов и концепт-артов.

— Самый запомнившийся костюм, который вы делали?

— У меня очень многие заказывают косплей-костюмы на тематические свадьбы. Еще мне запомнились ребята из Канады. Мужчина заказал три одинаковые униформы из игры «Dragon Age» для себя, жены и 13-летней дочери. В итоге он прислал мне их общую фотографию в этих одинаковых костюмах. Дочь в этом же образе фотографировались на выпускной альбом.

— Продолжаете делать костюмы для себя?

— Сейчас я делаю себе костюмы на два фестиваля в Питере. Один из костюмов я пытаюсь делать уже третий год. Это Анна-Генриетта из третьей части Ведьмака. Вообще, мне больше нравится стилистика мужской одежды. Она очень близка к исторической и довольно красива. На данный момент я делаю на заказ костюм Геральта из Ведьмака. Я давно этого хотела, но не представлялось случая. Вот поэтому мне и нравится делать вещи на заказ – воплощаешь то, что никогда бы не могла сделать на себя.

— Насколько в России развит косплей и бизнес, связанный с этим?

— В России очень сильные косплееры, они едва ли не сильнейшие в мире, поэтому русских много куда приглашают. Косплей для нас всегда был конкурсом. Вот это и дало толчок. В других странах изначально комикс-конвенции были для встречи с кумирами, чтобы купить комиксы, мерч, а конкурсная основа даже сейчас многим совершенно не важна, так что они ездят развлечься. Также у нас достаточно низкие цены на ткани. В Европе все это стоит дорого. Поэтому часто шитье заказывают у русских или у мастеров из СНГ.

— Какие тенденции в этой сфере сегодня?

— Сейчас идет настоящая битва вооружений. В костюмы вкладывают парогенераторы, движущиеся механизмы, подсветку и прочее. Иногда поражаешься, как такое возможно. Раньше мы, условно говоря, обходились линолеумом и швейной машинкой, сейчас же нужен 3D-принтер, шлифовальный и гравировальный станки, набор для работы с натуральной кожей, промышленная швейная машинка и так далее.

— Какие стереотипы и мифы существуют насчет косплееров?

— «Это несерьёзно» и «Это для детей». Раньше родители думали, что аниме-клубы — это секты, и ничего хорошего там нет. По факту это, конечно же, совершенно не так.

Мне вот бабушка постоянно говорила, зачем я трачу на это деньги, зачем я этим занимаюсь. И даже сейчас, когда у меня свой бизнес и доход, она продолжает приносить мне газету с вакансиями. Я, думаю, каждый с этим сталкивался.

Алия Утигенова