Дорожная отрасль, по мнению Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Александра Яшина, является одной из самых коррупционных. Причины – недостаточный контроль над качеством ремонта, несоблюдение подрядчиками нормативов и стандартов, злоупотребления при расходовании бюджетных средств, использование некачественных строительных материалов.
С 2015 года в Ульяновской области по инициативе губернатора Сергея Морозова начала формироваться система общественного контроля в дорожной отрасли. Число жителей региона, включенных в не, перевалило за тысячу человек. Активисты выявили и устранили более ста нарушений подрядчиков. Наиболее типичными оказались отсутствие укрепления кромки дорог, занижение уровня укладки асфальтобетонного покрытия, отсутствие съезда с дорог, несоответствие используемых материалов.
Во время общественных проверок в сёлах Старый Белый Яр, Татарский Калмаюр, Поповка Чердаклинского района установлены нарушения неровности на полотне, шелушение и трещины. Составлен акт, получены гарантии в том, что выявленные нарушения будут устранены за счёт средств подрядной организации. Выявлены нарушения на улицах Коминтерна, Ворошилова, Октябрьская, переулке Заводском рабочего посёлка Кузоватово, вплоть до разрушения кромок и полотна дорог.
В селе Артюшкино Сенгилеевского района вокруг местной школы асфальт имел ненадлежащее качество. В итоге было принято решение о расторжении контракта с подрядной организацией.
В адрес уполномоченного поступило обращение от жителей рабочего посёлка Карсун. На улице Языкова дорога была отремонтирована в 2016 году, а уже начала разрушаться. На месте установили, что ремонт был проведён внепланово после обращения граждан к губернатору. Тогда средства нашли, но в смету не включили отсыпку обочины. Подрядчик провёл ремонтные работы в рамках гарантийного срока.
В ноябре 2017 года Уполномоченный Александр Яшин получил обращение из Палаты справедливости и общественного контроля Мелекесского района. В нём говорилось об отсутствии ремонта на предусмотренных планом участках дорог «Димитровград – Чувашский Сускан» и «Димитровград – Чувашский Сускан – Дивный». На самом деле ремонт был запланирован. Но в планы внесли поправки в связи с гибелью лётчика Юрия Медведкова в Сирии, малой родиной которого является село Русский Мелекесс. Денежные средства направили на ремонт покрытия дороги до села, чтобы могла проехать похоронная процессия. Работы по ремонту дорожного покрытия на автодороге решили выполнить в полном объёме.
В 2017 году проявили активность общественные контролёры Вешкаймского и Чердаклинского районов. Они следили за качественным ремонтом и принимали меры к сохранению ранее отремонтированных. А администрации Барышского, Старокулаткинского и Цильнинского районов с подачей информации о ходе общественного контроля в дорожной сфере на своих территориях не торопились.
В целом опыт Ульяновской области по организации общественного контроля над ходом ремонтных работ в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» был признан положительным руководством Федерального дорожного агентства и ФКУ «Волго-Вятскуправтодор».
В этом году на ремонт дорог области выделены рекордные 10,1 миллиарда рублей. Из них более 4 миллиардов планируется направить на автодороги федерального значения, более 3 миллиардов – регионального, свыше одного миллиарда рублей – на ремонт местных дорог.
Увеличение финансирования связано с участием области в таких программах «Устойчивое развитие сельских территорий», «Жилище», приоритетных проектах «Безопасные и качественные дороги» и «Формирование комфортной городской среды».
Получит развитие система общественного контроля в дорожной отрасли. Председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин отметил, что в Ульяновске и регионе ведутся масштабные ремонтные работы на автодорогах, однако без ненадлежащего контроля работы могут вестись с нарушением технологий и стандартов. Администрация города обязана сделать сферу ремонта и строительства автомобильных дорог более открытой и понятной для граждан. Для этого предлагается поручить подрядным организациям установку информационных знаков с паспортами объектов, на которых ведутся и планируются работы по капремонту дорог.
Нужна также открытая информация о программе дорожных работ, реализации проекта «Формирование комфортной городской среды», работах по благоустройству. Это тем более необходимо, что Ульяновск является единственным муниципалитетом в регионе, где требуется более чёткая организация контроля качества дорожных работ.
Виктор Никитин