Яндекс.Метрика
Ученые подвели итоги осенней миграции солнечных орлов в Ульяновской области
12:0917 декабря 2018

Спутниковое мечение и прочие исследования ведутся в рамках проекта «Изучение путей миграции и мест зимовок поволжской популяции солнечных орлов» при поддержке немецкой организации NABU (Союз охраны природы и биоразнообразия), сообщил известный ульяновский биолог Михаил Корепов.

«Уже давно пришло время подводить итоги осенней миграции солнечных орлов, и поэтому мы это делаем! Оправдание тому, что так поздно, есть. В этом году сроки миграции были очень растянуты, а некоторые из птиц до сих пор не достигли традиционных мест зимовок, несмотря на то что календарная и фенологическая зима уже давно наступила. Начнём с орлов, которые были помечены в 2017 году, и для которых это уже второй осенний перелёт. На начало миграции орлов двухлетнего возраста, исправно подающих сигналы, осталось четыре – Филипп, Авралька, Тимоша и Искорка, Шихан ещё летом пропал в Казахстане», – рассказал Михаил Корепов в своем ЖЖ.

По словам ученого, первым в этом году на юг отправился Филипп. Он начал миграцию 20 сентября и уже 6 октября достиг прошлогоднего района зимовок, где и остановился. В прошлом году его осенний перелёт начался значительно позже – 2 октября, а завершился 1 ноября.

«Сестра Филиппа – Авралька – начала свою вторую осеннюю миграцию 28 сентября, к месту зимовки прибыла 23 октября, что тоже раньше прошлогодних сроков. Свой первый перелёт в 2017 году Авралька начала вместе с Филиппом 2 октября, а завершила его только 12 ноября, задержавшись в дельте Волги. Тимоша начал миграцию 26 сентября, но решил не лететь в Йемен, как в прошлом году, а 13 ноября остановился в центре Ирака, где находится и по сей день. В прошлом году осенняя миграция Тимоши началась примерно в эти же сроки и продолжалась до 7 ноября. Позже всех, 11 октября, начала миграцию Искорка. Главный Кавказский хребет она преодолела только 26 ноября, после чего остановилась в Азербайджане. Возможно, Искорка решила перезимовать прямо в Закавказье. В 2017 году её миграция продолжалась, как у всех «порядочных» молодых орлов, с 29 сентября до 8 ноября и завершилась в центральной части Аравийского полуострова», – рассказал Корепов.

Он отметил, что поставлено несколько экспериментов, нацеленных на выявление роли родственных связей и наследственности в определении путей миграции и районов зимовок молодых орлов.

«Свияга и Терешка. На одном из гнездовых участков в Кузоватовском районе в 2018 году удалось пометить взрослую орлицу по имени Свияга и её единственного отпрыска – молодого самца по имени Гуща. Первым к осенней миграции приступил молодой орёл, покинув родные пенаты 5 октября. К 12 ноября он достиг мест зимовки на севере Саудовской Аравии, где остаётся до сих пор. Взрослая орлица начала миграцию позже – 11 октября, но уже 29 октября прибыла на зимовку, обогнав своего птенца на две недели. Несмотря на то, что взрослый и молодой орлы летели по отдельности, различными путями и затратили разное количество времени, конечный район зимовки у них совпал. Второй эксперимент заключался в мечении птенца с того же гнезда в Богдановском заказнике, что и в прошлом году. Шихан, помеченный в 2017 году, отличился тем, что единственный из пяти молодых орлов улетел зимовать в Африку, в то время как остальные остались на Аравийском полуострове. Именно поэтому Шихан и все его родственники показались нам очень интересными экземплярами для «опытов». Родителей Шихана в этом году нам отловить не удалось, но в том же гнезде пара вывела опять одного птенца – мы назвали его Шиханчиком, в честь старшего брата, и оснастили трекером. Шиханчик начал свою миграцию 28 сентября и полетел на юг совсем другим путём, напрямую через Кавказ, нежели его старший брат с восточной стороны Каспия. Но самое удивительное, что Шиханчик в 2018 году, как и Шихан в 2017 году, устремился на самый юг Аравийского полуострова и даже пытался перелететь Баб-эль-Мандебский пролив между Красным и Аравийским морями, но, видимо, испугавшись больших водных пространств, остался зимовать в Йемене. При этом Шихан, всё же решившийся в прошлом году в период осенней миграции перелететь на Африканский континент, на обратном пути во время весенней миграции тоже не стал напрямую перелетать Красное море, а обогнул его с севера и попал обратно в Евразию только в районе Суэцкого канала», – написал ученый в ЖЖ. 

По мнению Корепова, все три эксперимента с родственными птицами показали одну общую закономерность – у всех родственных птиц совпали районы зимовок, в то время как пути и сроки миграции оказались индивидуальными у каждой птицы.

«Помимо этого, в 2018 году нами были помечены ещё два молодых орла по имени Сура и Терешка из разных гнёзд в Карсунском и Старокулаткинском районах соответственно. Обе птицы начали миграцию в одно время и остановились на зимовку в одном районе – в северной части Саудовской Аравии. При этом и пути миграци у обоих орлов оказались очень схожи», – сообщил Михаил Корепов.