На Руси о великом христианском святом — архиепископе Мирликийском Святителе Николае Чудотворце говорили: Никола — второй после Бога заступник. Во всем мире в честь Святителя Николая освящено порядка семи тысяч храмов и монастырей, самое большое число после храмов Богородицы. Его имя вплоть до начала 20 века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев. Причина такого почитания проста — почти мгновенная помощь от Бога, посылаемая по молитвам этого величайшего Святого. Он и поныне остаётся «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем. Всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником».
Ещё при жизни своей Святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных, избавитель от напрасной смерти. Он покровитель мореплавателей, купцов и детей. Помогает выйти замуж, даже потерявшим всякую надежду старым девам. Бездетным семьям помогает в обретении детей. Является скорым помощником всем, кто открывает ему сердце в чистой молитве.
В народном календаре отмечено два дня, посвящённых Николаю Угоднику: Никола зимний – 19 декабря и Никола вешний – 22 мая. По мнению большинства исследователей, святитель Николай родился в третьем веке в греческой колонии Патара римской провинции Ликия (современная турецкая Анталия).
Его будущее предназначение было очевидно изначально. С рождением сына выздоровела долго болевшая мать. В купели при крещении младенец стоял самостоятельно. Постился наравне со взрослыми. С детских лет преуспел в изучении Божественного писания. Был поставлен своим дядей – епископом Николаем Патарским – во чтеца. В 26 лет Николай получил сан священника, в 30 лет – епископа, а затем и архиепископа. Родители его были людьми благочестивыми, богатыми, знатными. Позднее они переехали в портовый город Миры, где святитель и провёл всю свою жизнь.
Одним из занятий семьи будущего святого было управление рыболовецким флотом, и после смерти своих родителей Святитель Николай унаследовал хорошее состояние, которое отдал на нужды благотворительности. На какие средства существовал сам, не установлено, но зная то, что он служил при храме, носил очень простую рясу и был великим постником, можно предположить, насколько в малом нуждался.
Святитель Николай пользовался большим уважением и любовью у жителей Мир, особенно в связи с его благотворительной деятельностью. Одним из первых его добрых дел, если следовать повествованию из жития святого, была история о трёх мешочках с золотом. Относится она к тому периоду жизни святого, когда он не был ещё ни священником, ни епископом, а просто благочестивым юношей с добрым сердцем. Уже после получения им наследства разорилось жившее по соседству семейство. Отец в отчаянии решил поступиться честью трёх своих дочерей. В тот период история Византии характеризовалась чудовищным упадком нравов и подобный выход из трудной ситуации был весьма распространённым. Не исключено, что Николай с детства рос вместе с этими девочками, хорошо их знал и, обладая ко всему добродетельным нравом, не мог допустить их грехопадения. Он подкинул в дом несчастных один за другим мешочки с 50 золотыми динариями в каждом, что примерно равнялось двухмесячному жалованью римского легионера – самой высокооплачиваемой профессии в империи. Это позволяло отцу достойно выдать своих дочерей замуж.
Тем временем несправедливыми податями Ликия была доведена до разорения и голода. Присланный из столицы сборщик налогов требовал всё новых и новых денег. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в сто раз. Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда же Святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути. Чтобы проверить слова Святителя, снарядили самый быстроходный корабль. Через две недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана. Христолюбивый Константин усмотрел во всем происшедшем волю Божию, попросил прощения у Святителя и щедро одарил его.
Современники описывали архиепископа Николая Мирликийского как человека, который отличался необычайной кротостью и смирением. Он одевался очень просто, без всяких украшений, был строгим постником. Его болезни характерны для того, кто долго пробыл в заключении. Повреждённые суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о том, что в тюрьме его пытали на дыбе. А внутреннее костное уплотнение объясняется многолетним влиянием тюремного холода и сырости.
Как полагают учёные, исследование святых мощей позволило определить, что временем рождения Святителя является приблизительно 270 год. Почил он в возрасте между 70 и 80 годами, в периоде с 341 по 345 год. Другие исследователи утверждают, что Николай Угодник умер в 94 года и был похоронен в Мирах 19 декабря 352 года. Но все сходятся в одном: в 1087 году его мощи были перенесены в итальянский город Бари. Примерно 65% мощей хранятся в католической базилике Святителя Николая под престолом алтаря. Примерно пятая часть – в одноименном католическом храме на острове Лидо в Венеции. Остальные разнесены по всему миру.
Первого марта 2009 года в городе Бари Русской Православной церкви был передан вместе с Патриаршим подворьем храм в честь Святителя Николая. Это тем более знаменательно, что Николай Чудотворец был милосерден и к нашей стране, к нашим предкам. Особым образом отмечен Святитель Николай Чудотворец в Симбирской губернии. В 1612 году Алатырский уезд, куда входило городище Промзино (ныне посёлок Сурское), подвергся набегу кубанских степняков-ногайцев. Предание гласит, что от набега и разорения Промзино защитил Николай Чудотворец, который устрашил нападавших врагов. На вершине горы защитниками была найдена икона Святителя Николая с мечом в одной руке и храмом в другой. Икона, как и сама гора, получившая название Никольской, стали главными объектами паломничества многих тысяч людей не только из Симбирской, но и соседних губерний, и даже более отдалённых мест. В 1622 году у подножия горы старицей Таисией была основана Никольская женская пустынь, в церкви которой долго хранился обретённый образ.
Сюда приходили люди разных социальных слоёв: отставные солдаты, крестьяне, мещане, купцы, священники, помещики. Обращались в основном с просьбами о выздоровлении от болезней самих себя или близких. Проживавший в городе Бугуруслане Самарской губернии купец Николай Александрович Пальчиков оставил запись в Промзинской церкви. Из неё следовало, что в 1872 году за выздоровление от болезни он возжелал совершить паломничество к мощам Святителя в город Бари. Но во сне ему явился Николай Чудотворец и сказал: «Для исцеления твоей болезни ты исповедайся и приобщись Святых Таин, а потом приезжай ко мне в Промзино. Я живу там».
В советское время церкви в Сурском (Промзино) были закрыты, часовня на Никольской горе разрушена, икона утрачена. Но паломничества к Никольской горе совершались, особенно в дни Николы Вешнего. В год победы в Великой Отечественной войне, как отмечают ульяновские историки, 21-22 мая на Никольской горе собралось более семи тысяч богомольцев из Ульяновской области и Мордовии. Были собраны 11 тысяч рублей в фонд помощи детям фронтовиков. К 1952 году число паломников выросло до 15 тысяч человек. Среди них было много инвалидов Великой Отечественной войны, до 30% составляла молодёжь.
Настоящее время святыня Никольской горы возрождена. Её каждый день посещают люди. Продолжаются исследования, проводимые трудами многих учёных. Они существенно дополняют наши знания и представления о Святителе Николае Чудотворце. Более того, помогают не просто ближе узнать его образ, но приблизить к нам человека, жившего 17 столетий назад и ставшего одним из самых великих христианских святых.
Виктор Никитин