Яндекс.Метрика
Найдены родственники погибшего в 1942 году летчика из Ульяновска
13:2529 января 2018

Совсем недавно ульяновские СМИ получили весточку из Майкопа о том, что наш земляк, участник Великой Отечественной войны, летчик Михаил Фадеевич Снеговский погиб в 1942 году над станицей Ханской. В результате исследования и раскопок удалось установить данные, о которых ранее не было известно семье и близким героя.

Напомним, Михаил Снеговский, 1920 года рождения, вступил в ряды Красной Армии в 1940 году, когда ему было всего 22 года, служил в 27-й отдельной разведывательной авиационной эскадрилье в звании сержанта. Не был женат. Мать пилота Мария Лаврентьевна Снеговская жила в Ульяновске, на улице Набережной, 37. 

4 октября советский самолет-разведчик, на борту которого находился Михаил, был сбит во время разведывательного полета на Майкопский аэродром, куда через три недели высадился знаменитый «Огненный десант», немецким «Мессершмиттом-109» из 15-й хорватской эскадрильи 52-й воздушной авиагруппы германского люфтваффе (одной из самых боеспособных немецких авиачастей за всю войну). На месте гибели экипажа были найдены личные вещи пилотов, в том числе фотокарточка с нечетко написанной фамилией Святковский или Свяцковский (лишь потом стало известно, что это Снеговский).

С тех событий прошло слишком много лет, за это время родственники могли переехать, забыть семейную историю или не знать ее вовсе. Для поиска решено было использовать социальные сети.

Запрос «Снеговский» в социальной сети «ВКонтакте» привел к 136 людям, среди которых не было ни одного из Ульяновска, но письма были отправлены всем. Через день из Самары пришел утвердительный ответ, как выяснилось потом, от внучатого двоюродного племянника Михаила Фадеевича, талантливого музыканта, который и связал нас с Викторией и Валерием Снеговскими, которые приходятся племянниками погибшему летчику Михаилу Фадеевичу. Как стало известно, оба они уже давно пытались изучить историю своей семьи и найти сведения о своем так безвестно пропавшем родственнике.

«Все, что можно было узнать о нем из документов Минобороны, я нашел еще лет десять назад. Там были адрес в Ульяновске и место призыва. Там же было сказано, что сержант МФ Снеговский отправился на разведзадание и не вернулся. По указанному в документах адресу я увидел в Яндекс-картах дом в Ульяновске, в котором он жил до войны. В этом одноэтажном частном доме, возможно, и сегодня живет кто-то из родственников», - рассказал Валерий Снеговский.

Личных сведений о летчике Михаиле Снеговском, к сожалению, ничтожно мало. Известно, что семья жила в Самаре в селе Малое Микушкино. Михаил был сыном Фадея Яковлевича Снеговского - мельника и пасечника - и его второй жены Марии Лаврентьевны Лавровой. Были у него сводные братья и сестры. Так, у Марии Лаврентьевны были от первого брака (она овдовела) две дочери - Елена Георгиевна Фатина и Дора Георгиевна Фатина, а также сын Алексей Снеговский, которого Фадей Яковлевич усыновил. Алексей тоже прошел войну, но всю жизнь прожил в Малом Микушкино и скончался там в 1984 году.  

Оставались и дети от первой жены Фадея - Евгении Ивановны, которая умерла в 1907 году, - Яков Снеговский (1905-1980), кадровый офицер танковых войск, прошедший войну до победы. Он же отец Валерия и Виктории.

«Своего брата Мишеньку (так папа всегда его называл), он не видел с годовалого возраста, так как шестнадцатилетним уехал в Ташкент к старшему брату-кузнецу Василию Снеговскому», - рассказала Валерия Снеговская.

Мать Михаила умерла после войны. Когда она осталась совсем одна, её взяла к себе одна из дочерей.

Но до сих пор для родственников остаются неизвестными факты рождения Михаила. «Что касается Ульяновска, здесь и у меня много вопросов. Пока предполагаю, что после смерти моего дедушки в 1935 году в Малом Микушкино, Мария Лаврентьевна уехала в Ульяновск. Может быть, там её родина? Мы можем предполагать, что Михаил родился в Ульяновске потому, что его мама была там ко времени родов у родственников, и потом после смерти второго мужа (моего деда) уехала с младшим сыном Михаилом насовсем в Ульяновск, где он потом и был призван в армию», - считает Виктория Снеговская.

Отрадно, что память о героях восстанавливается, а их героическая судьба становится известной. В планах Виктории поехать 9 мая в станицу Ханскую, познакомиться со старожилами, а также посетить Национальный музей в Адыгее, в котором по-прежнему остается память о 6 октября 1942 года - нацарапанные на приборной доске слова «Погибаем понапрасну. Неудача».

Алия Утигенова