Ключевому предприятию отечественного авиапрома, — АО «Авиастар-СП», — 10 июня исполняется 42 года.
Накануне сотрудников предприятия поздравили губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и Алексей Рогозин, глава ПАО «Ил», в структуру которого входит завод.
История создания завода началась 28 апреля 1975 года, когда министр авиационной промышленности СССР Пётр Дементьев подписал приказ о строительстве в Ульяновске комплекса из трех заводов: самолетостроительного, агрегатного и приборостроительного. 10 июня 1976 года была вбита первая свая под будущее строительство. Первым руководителем Ульяновского авиационно-промышленного комплекса (УАПК) имени Устинова был назначен Аполлон Сысцов, бывший главным инженером авиационного производственного объединения имени Чкалова.
Строительство столь крупного предприятия, как УАПК, было связано с созданием в СССР нового широкофюзеляжного транспортного самолёта — АН-124. На возведение первого пускового комплекса ушло три года (с 1977 по 1980), а в 1983 году был построен испытательный аэродром завода. Протяжённость взлётно-посадочной аэродрома до сих пор является одной из самых длинных в мире — 5,1 километра.
30 октября 1985 года является новой вехой в истории не только завода, но и всего отечественного авиастроения. Именно в этот день состоялся первый полёт крупнейшего военно-транспортного лайнера АН-124-100 «Руслан». Спустя пять лет на ульяновской земле был выпущен и первый пассажирский самолёт ТУ-204, различные модификации которого до сих пор эксплуатируют авиакомпании России и мира.
С развалом СССР УАПК имени Устинова был преобразован в акционерное общество и получил своё сегодняшнее название – «Авиастар-СП». В 90-х и 2000-х годах «Авиастар» чаще всего связывали с лайнерами ТУ-204. Первый беспосадочный полёт до Владивостока этот самолёт совершил в 2004 году.
«Благодаря добросовестному труду каждого сотрудника «Авиастар» стабильно работает и развивается. Производственные показатели завода выросли более чем в три раза. Строительство новых самолётов для Вооруженных сил России — важнейшая задача для нашего региона, выпавшая на долю «Авиастара». От души желаю всем заводчанам благополучия и трудовых успехов, а нашему авиагиганту – долгих лет процветания и покорения новых высот», — сказал в своей поздравительной речи губернатор.
«Ульяновские авиастроители трудятся над серийным выпуском новейших военно-транспортных самолетов, принимают участие в новом масштабном проекте по поставке агрегатов для целого ряда перспективных военных и гражданских изделий. В активной фазе развития находится средний военно-транспортный самолет ИЛ-276, сегодня для нас он является одним из ключевых. Уверен, что у «Авиастара» большое будущее. Здесь есть все условия для активного развития», — отметил Алексей Рогозин.
Сегодня «Авиастар» задействован сразу в нескольких производственных программах. Помимо ИЛ-76МД-90А для министерства обороны, предприятие производит для ведомства первый российский топливозаправщик ИЛ-78М-90А и участвует в кооперации по сборке новейшего пассажирского самолёта МС-21. Также «Авиастар» проводит кастомизацию пассажирских судов Sukhoi Superjet-100 и модернизацию Ан-124-100. Завод также определен ключевым в транспортном дивизионе «Объединенной авиастроительной корпорации» и площадкой по производству новейшего военно-транспортного лайнера ИЛ-276.