Яндекс.Метрика
Ульяновская область откроет в странах Юго-Восточной Азии демонстрационные павильоны сельхозпродукции
14:2025 августа 2017

На заседании Совета предпринимателей по развитию экспорта была проанализирована ситуация, которая сложилась в сфере пищевой промышленности. Анализ показал, что наши предприятия, в отличие от соседей по округу, не могут похвастать большими объемами поставок. Они составляют у нас 3% от несырьевого экспорта, тогда как в Оренбургской области – 4,2, в Чувашии – 14,5, в Саратовской области – 17, в Пензенской области и вовсе без малого 37%.  

Как пояснил губернатору Сергею Морозову председатель правления Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов, соседние регионы активно развивают производство кондитерских изделий. Эта продукция востребована за рубежом, в частности, в Китае и Вьетнаме, она имеет большие перспективы в плане реализации. Кроме того, отдельно рассматривался вопрос о практике экспорта подсолнечного и рапсового масла Республикой Татарстан. Здесь, помимо собственного урожая, ведут закупки сырья в соседних регионах, включая Ульяновскую, Самарскую и Саратовскую области. В результате Татарстан добился экспорта более 143 миллионов килограммов масла на сумму свыше 209 миллионов долларов. Саратовцы, помимо продаж сырья на внутреннем рынке, поставляют на экспорт более 142 миллионов килограммов продукции на сумму свыше 113 миллионов долларов. 

Исходя из существующей практики и опыта соседних регионов, были выработаны меры поддержки предприятий и стимулирования экспорта продукции АПК, как на региональном, так и на федеральном уровне. Разработана концепция продвижения и поддержки продукции АПК с наименованием места происхождения товара (НМПТ), или, другими словами, географическим индикатором. Она станет составной частью и одним из разделов Стратегии развития экспорта в Ульяновской области на 2018-2025 годы.

Продукция с географическим индикатором получила широкое распространение по всему миру. Всем известны такие бренды, как испанские вина и колбасы, швейцарский шоколад, французские сыры, норвежская рыба. В России продукция с НМПТ дороже аналогичной продукции, не имеющей географического индикатора. Прогнозируемый экономический эффект экспорта ульяновской сельхозпродукции с НМПТ составляет до 2025 года 80 тысяч тонн на сумму не менее 75 тысяч долларов.  

Не менее значим и социальный эффект. Это улучшение социально-демографической ситуации на селе, удовлетворение потребности организаций АПК в молодых специалистах, доведение соотношения уровня заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 55%, а ещё обустройство населённых пунктов в сельской местности объектами социальной и инженерной инфраструктуры. Развитие социально значимых отраслей сельского хозяйства, обеспечивающих сохранение традиционного уклада жизни. 

Решение этих задач, по мнению Руслана Гайнетдинова, предполагает повышение конкурентоспособности продукции АПК региона. Причем усилия по её повышению должны быть сфокусированы на продукции высокой степени переработки как более прибыльной по сравнению с товарами низких переделов. На конкурентоспособность влияют ценовые факторы, конкретно, снижение цены через оптимизацию издержек. Это требует инвестиций в оптимизацию технологического процесса или операционной модели бизнеса. Основным инструментом господдержки в данном случае является бюджетное субсидирование.

Другим важным фактором является стратегический маркетинг. Всё перечисленное и есть приоритетная зона для системной господдержки. Причём устойчивое развитие будет более эффективным, если господдержка будет направлена на объединение небольших производителей. Бюджетный эффект от поддержки крупных производителей, конечно, значительней. Но поддержка объединений небольших производителей максимально способствует устойчивому развитию АПК.

Как поясняет Руслан Гайнетдинов, реализация концепции позволит достичь значительных результатов. Так, например, доля экспорта НМПТ в 2025 году составит 5-10% от общего объёма экспорта Ульяновской области. Возрастут объёмы экспорта продукции высоких переделов. Повысится узнаваемость ульяновских товаров, в том числе продукции с НМПТ, за рубежом. Возрастёт содействие формированию положительного имиджа страны и бренда «Made in Ulyanovsk region». Будет увеличено количество экспортеров продукции АПК Ульяновской области.

Перспективные экспортные рынки для продукции АПК Ульяновской области включают как развитые страны, так и развивающиеся. В качестве наиболее перспективными видятся рынки Китая, Вьетнама, Индии, Ирана, Казахстана, ОАЭ, Турции.

Предварительный анализ позволил определить в числе приоритетных с выходом на крупных национальных дилеров и федеральные торговые сети такие регионы, как Московская и Ленинградская области. Красноярский край с выходом на крупных дилеров и торговые сети Сибирского федерального округа и Урала. Краснодарский край, дающий выход на крупных дилеров и торговые сети Южного федерального округа и Республику Крым. В качестве важнейших для продвижения приграничных территорий определены республики Татарстан, Чувашия, Мордовия и Самарская область.   

Названы инструменты продвижения: подбор потенциального партнера через маркетинговые исследования и размещение запросов в специализированных базах поиска клиентов; участие в отраслевых выставочных мероприятиях в регионах продвижения под брендом «Сделано в Ульяновской области»; проведение презентаций региона в Торгово-промышленных палатах регионов, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве, общественных объединениях предпринимателей; организация региональных складов продукции; создание электронной региональной торговой площадки под брендом «Сделано в Ульяновской области»; проведение региональных бизнес-миссий и выездных ярмарок для приграничных территорий.  

В части продвижения на федеральном уровне наиболее эффективным механизмом поддержки экспортёров станет субсидирование участия российских компаний в международных выставках и ярмарках. Российским экспортным центром, представительством которого в нашем регионе является Центр поддержки экспорта Ульяновской области, выделены три основных направления деятельности. Первое: субсидирование участия в выставках и ярмарках. Второе: проведение мероприятий цикла Russian GastroWeek. Третье: создание международных шоу-румов (демонстрационных павильонов). Сформирован перечень 55 наиболее перспективных выставочно-ярмарочных мероприятия в сфере пищевой промышленности. Назовём наиболее известные из них.

HOFEX 2017 – Международная азиатская выставка пищевой промышленности и алкогольных напитков. Является основным событием для поставщиков и покупателей услуг для в Юго-Восточной Азии.

China Fisheries & Seafood Expo 2017 – крупнейшая международная выставка морепродуктов и технологий рыбопереработки. Представляет большой интерес для российских рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий.

Gulfood 2018 – наиболее влиятельная в мире ежегодная выставка пищевой промышленности и производства напитков, с беспрецедентным количеством посетителей, экспонентов и бизнес – операций. Проходит в Объединённых Арабских Эмиратах, Дубай.

Проведение мероприятий цикла Russian GastroWeek.

Создание международных шоу-румов. Это новое и важное направление. Начинающие экспортёры и компании не всегда могут себе позволить открытие иностранных представительств. Зачастую это является ощутимым барьером к продвижению на внешние рынки. Организация постоянной площадки, на которой выставлены популярные российские продукты, позволила бы эффективнее вести переговоры с иностранными покупателями, а наличие пробных партий товаров, прошедших таможенную, фитосанитарную очистку и ветеринарный контроль, значительно облегчит эту процедуру. Первые подобные павильоны в 2017 году планируется создать в Китае, Вьетнаме, Иране, Индии и ОАЭ.  

Виктор Никитин