Яндекс.Метрика
Сергей Морозов рассказал о приоритетах в формировании благоприятных бизнес-условий и малых индустриальных парках
15:2001 декабря 2017

В Ульяновске проходит девятый по счёту бизнес-форум «Деловой климат в России-2017». Эта площадка традиционно собирает представителей власти, бизнеса и контрольно-надзорных органов. В этом году на форуме работают 1,5 тысячи гостей.

О новых инициативах по формированию благоприятного бизнес-климата в Ульяновской области в рамках форума рассказал губернатор Сергей Морозов. 

Сергей Иванович, расскажите о форуме, о том, что он дает Ульяновской области?

– Наш форум помогает формированию нового облика Ульяновской области и всей Российской Федерации. Та модель работы власти с бизнесом и создания делового климата, которую мы начали реализовывать с 2007 года, показала свою успешность. Я не раз говорил, что Ульяновская область не располагает нефтью и газом, которые бы позволили формировать стабильное экономическое настоящее и будущее региона, нам приходится располагать возможностями, которые есть в уме, талантах нашей земли. Мы третий год подряд входим в пятерку ведущих регионов России, которые быстрее всех наращивают собственную налогооблагаемую базу. Бюджет области на 2018 год будет профицитным впервые и вырос сразу на 9 миллиардов рублей. Но этого недостаточно! Мы серьезно относимся к тому, чтобы бизнесу было комфортно работать в области. Одна из самых важных частей нашей политики в отношении бизнеса – стабильность. Сегодня бизнесу как никогда важно открыто манифестировать свои позиции, отстаивать их, участвовать в выработке решений, выступать с критикой некоторых действий власти. Наша общая задача – создать понятную, достаточно простую институциональную среду, предсказуемые и постоянные правила взаимоотношений бизнеса с государством, и обществом.

На ваш взгляд, насколько хорошо это удается государству? В каком направлении нужно работать?

– Я убежден, что государственная власть, должна уметь признавать и исправлять ошибки, возникающие в результате изменения требований для бизнеса (онлайн-кассы, система отчетности по 6-НДФЛ, переход на систему «Меркурий» и другие примеры). Решением может быть обязательная экспертиза, оценка регулирующего воздействия (ОРВ) и её блокирующий голос, как это сделано в Ульяновской области.

Кроме того, необходимы механизмы, позволяющие вносить оперативные изменения в нормативно-правовые акты, ухудшающие условия ведения бизнеса. Например, таким механизмом может стать право 10 губернаторов и 4-х больших бизнес объединений (ТПП, РСПП, ОПОРЫ России, возможно, Общественной палаты) оперативно блокировать или сразу вносить изменения в нормативно-правовые акты в особую комиссию при Государственной думе. Мы не предлагаем менять систему законодательной инициативы, мы предлагаем создать механизм оперативного рассмотрения всеми заинтересованными сторонами в одном месте, чтобы законопроект годами не гулял по «незаинтересованным» в нем сторонам. Мы много говорим и делаем об одном окне для бизнеса, давайте сделаем такое окно для законотворческой деятельности, затрагивающей основы ведения бизнеса в России.

Во-вторых, цифровые вызовы, связанные с переходом к цифровым платформам контроля. Почему отсутствует единая государственная политика? Почему они все разрозненны и зачастую конфликтуют между собой? Цифровые подписи в различных службах. Наверное, пора уже переходить на единую систему. Тем более технологии блокчейна позволяют это делать.

Третье. Несмотря на то, что президент заявил о моратории на увеличение налоговой нагрузки, фактически вводятся различные квазиналоги и платежи. Уж если без этого не обойтись, то необходимо использовать принцип поэтапного, а не шокового внедрения, с поэтапным повышением по годам. Думаю, это также требует нормативного закрепления.

Четвертое. Считаю, что мы должны ввести и такой принцип в законодательстве, как правило, переходного периода для применения любого НПА, изменяющего условия ведения бизнеса (так называемая разъяснительная проверка). То есть новые требования в силу вступили. Есть за них и наказание, но органы контроля и надзора в этот период не просто не штрафуют и не проверяют, а наоборот, выходя на объекты контроля, проводят разъяснительную работу, выдавая все необходимые исчерпывающие предписания. Принцип «разъяснительной проверки» станет одним из базисов партнерской модели взаимодействия государства и бизнеса.

– Что касается Ульяновской области, в чем вы видите развитие? Что еще необходимо для создания благоприятного бизнес-климата, а значит и устойчивого роста экономики?

– Мы определили для себя 8 направлений, реализация которых позволит нам в регионе обеспечить устойчивый и стабильный экономический рост.

Первое. Финансирование. Доступ бизнеса к финансовым ресурсам. Необходимые для этого инструменты сформированы. Это Региональный фонд развития промышленности, Региональная лизинговая компания, Фонд микрофинансирования, Региональный гарантийный фонд. Задача, которую мы намерены ежегодно решать, – докапитализировать их, расширяя возможности финансирования нашего бизнеса. Совокупный объём средств, которые мы направим в 2018 году, составит 600 миллионов рублей.

Второе. Вовлечение широкого круга граждан, в особенности молодых, в предпринимательскую деятельность за счёт развития и распространения предпринимательского образования.

Эту задачу мы будем решать в рамках, как действующих региональных проектов, так и новых:

– на уровне общего образования – через «Лигу школьного предпринимательства», через участие в пилотном режиме в вебинар-проекте МГУ и «Сколково» «Предпринимательство в школах».

– на уровне профессионального образования – через «Лигу студенческого предпринимательства», студенческие бизнес-инкубаторы. Отдельно назову совместный с УлГТУ проект «Школа высокотехнологичного предпринимательства».

Важную роль играют проекты «Школа начинающего предпринимателя» в муниципалитетах, «Капитаны бизнеса», «Азбука предпринимателя» и другие.

Что касается новых проектов. Их несколько.

Принципиально новый подход к образованию в сфере технологического предпринимательства мы намерены реализовать в рамках «Технологической долины» (Инновационного кластера). Мы намерены интегрировать образовательные процессы в экосистему Технокампуса, который будет одним из якорных проектов нашей Большой технологической долины. Рассчитываем на федеральную поддержку в реализации этого компонента. По результатам конкурсного отбора Инновационный кластер вошел в список 11 российских территорий опережающего инновационного развития мирового уровня, отобранных правительством России, которым будет оказываться федеральная поддержка.

В то же время мы продумываем, как встроить обучение предпринимательским навыкам в существующую школьную программу, охватить всю систему общего образования. Такой опыт есть в ряде зарубежных стран, и мы бы хотели применить его в регионе.

Уроки предпринимательствам начнем системно вводить уже с начальных классов, знакомить с историей предпринимательства в Симбирской губернии. В старших классах больше внимания будет уделяться профориентационным программам, курсу «Основы предпринимательства» с проектно-практическим подходом и курсу «Семейное предпринимательство». Для реализации этих планов начнем переподготовку учителей, мы вошли в число регионов, где будет реализована программа повышения квалификации 150 учителей. Таким образом, мы выстроим непрерывный образовательный цикл, постепенно формируя у молодёжи активную жизненную позицию, вооружая юных граждан всеми необходимыми знаниями и навыками для успешного начала собственного дела.

Отдельные проекты у нас разработаны и реализуются для развития такого направления, как женское предпринимательство.

Третье. Повышение доступности административных процедур для бизнеса за счет создания специализированных МФЦ для бизнеса. В Ульяновске такой центр уже работает. Мы собрали все сервисы необходимые бизнесу от лицензирования до предоставления земельного участка на одной площадке, сконцентрировав там нужные предпринимателю сервисные функции.

Буквально через несколько дней мы будем открывать аналогичный МФЦБ в Димитровграде. В ближайших планах развернуть на их базе полноценные Центры содействия строительству, как наиболее востребованных комплексах госуслуг для бизнеса.

Четвертое. Регуляторика. Хочу обратить ваше внимание, что условия для ведения бизнеса в Ульяновской области остаются стабильными более 9 последних лет – это и сохранение ставок ключевых налогов и льгот: как для крупных инвесторов, так и начинающих предпринимателей. А чтобы ни у кого не было желания где-то подкрутить гайки, мы дополнительно в 2016 году обеспечили закрепление принципа не ухудшения условий в основах бюджетной политики. Думаю, что именно поэтому Ульяновская область неизменно располагается в числе лидеров в Национальном рейтинге по условиям ведения бизнеса.

Кроме того, 2017 год проходит под знаком выполнения поручения Президента – реализации 12 моделей развития бизнеса. Мы поставили перед собой достаточно амбициозную задачу – по максимуму привести наши практики по всем направлениям к лучшим образцам. Сейчас год еще не закончился, подводятся итоги, но могу отметить, что в ряде моделей, например, по развитию МСП или инвестиционных условиях, мы занимаем лидирующие позиции в стране.

Одним из приоритетных направлений совершенствования институциональной среды в регионе уже на протяжении 3 лет является реформа контрольно-надзорной деятельности, внедрение рискориентированной модели. Ульяновская область выступила пилотным регионом.

Мне очень приятно, что в рамках нашего форума проходит Всероссийская конференция «Контроль, надзор: поиск баланса государственного регулирования и экономической свободы».

Как известно, проверки входят в топ-5 проблем предпринимателей. Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам одобрил основные подходы к реформе этой деятельности. Запущен федеральный проект.

Но не все так гладко. Когда мы начинали вместе с Михаилом Абызовым эту реформу, то прекрасно понимали, какое сопротивление она встретит в надзорных органах. Но, к сожалению, мы недооценили уровень этого сопротивления.

В целом, количество проверок не уменьшилось. Просто плановые проверки стали заменяться внеплановыми. А после того, как президент потребовал ввести норму, что возможно не более 30% внеплановых от общего числа проверок, возникла новая практика. Внеплановые проверки подменяются административными расследованиями, которые и длятся дольше проверок, и более тяжелы для бизнеса.

Или другая история. Чек-лист – документ, куда заносятся все данные о проверке и результатах проверки. Чек-листы задумывались как помощь, прежде всего, предпринимателям. Они повышают уровень предсказуемости, прозрачности и открытости проверок. И тут опять неприятная метаморфоза. Например, если в Казахстане в чек-листах 40 показателей, то в той форме, которая внедряется у нас более 200! Такие чек-листы сродни диссертации. Их заполнение оказывается почти неподъемным для бизнесменов.

Ещё один важный момент.

Формирование предпринимательского климата, реформа надзорной деятельности – это, прежде всего, революция в головах, это вопросы идеологии, как со стороны государства, так и со стороны предпринимателей, вопросы ответственности бизнеса.

Проблемы теневых схем, ухода от налогов, контрафакта, некачественной продукции, недобросовестной конкуренции, коррумпирования должностных лиц –все это питательная среда, формирующая недоверие, подозрительность, как со стороны надзорных служб, так и со стороны общества.

По нашим оценкам, численность граждан, занятых в «теневом секторе» экономики Ульяновской области, составила в 2016 году более 26 тысяч человек. Это меньше на 21%, чем в 2012 году. И это позитивная тенденция.

Тем не менее, по доле занятых в неформальном секторе экономики от общей численности занятого населения наша область (24,1%) превышает среднероссийский показатель на 2,9 процентных пункта. Это очень тревожный сигнал.

В таких секторах экономики, как обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, операции с недвижимым имуществом теневая занятость имеет большое влияние.

Только представьте, «теневой» фонд оплаты труда работников, занятых в теневом секторе, за 2016 год составил примерно 6,4 миллиарда рублей. Совокупный потенциальный ущерб для бюджета (налоговые потери) только в части НДФЛ примерно оценивается в 2016 году – 833 миллиона рублей.

Нужны продуманные и эффективные меры борьбы с неформальным сектором экономики. В то же время мы понимаем, что это не должен быть путь репрессий и административного давления. Напротив, следует искать такие экономические решения, которые будут способствовать сбалансированию интересов региона и других субъектов экономических отношений.

На наш взгляд, шаги должны быть следующими.

Во-первых, необходимо повышать эффективность законодательной и нормативно-правовой базы, проработать вопрос о нормативном закреплении понятий: «теневая экономика», «неформальная занятость», «самозанятые граждане» с разработкой признаков (критерий) отнесения к соответствующим категориям;

Во-вторых, следует продолжить совершенствование налоговой системы. Так, нелегальное занятие предпринимательской деятельностью без регистрации имеет элегантное решение. Достаточно сравнять штрафы за нелегальную предпринимательскую деятельность с платой за начало! И, кроме того, следует дать возможность нулевого входа в предпринимательскую деятельность и принципиально поменять подход к начинающим – они ничего не должны, кроме желания. А это десятки миллионов россиян! В частности, мы предлагаем практику налоговых каникул распространить и на страховые взносы, оплачиваемые предпринимателями. Мы все равно ничего не теряем, этих людей сегодня нет в экономике!  

В-третьих, активизировать работу по демотивированию выдачи заработной платы «в конвертах».

Очень важно, чтобы бизнес проявлял активность и настойчивость, был способен конструктивно отстаивать свои интересы. И здесь особую роль играют ведущие бизнес-ассоциации. Торгово-промышленная палата (кстати, мы отмечаем 100-летие Торгово-промышленной палаты России и 25-летие Ульяновской областной торгово-промышленной палаты), Российский союз промышленников и предпринимателей, «Опора России» и «Деловая Россия».

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить представителей и руководителей этих организаций и пожелать им успехов в отстаивании интересов бизнеса.

Хочу отметить очень важную вещь. В нашем регионе сформировался запрос на консолидацию бизнеса. Именно поэтому у нас появились такие организации, как Ассоциация ульяновского бизнеса, «Клуб лидеров» (объединение уже состоявшихся бизнесменов).

Пятое. Поддержка экспорта. Фактически мы сейчас говорим о становлении в регионе целенаправленной системы внешней торговли. У нас активно работает областной Центр поддержки экспорта. Малый и средний бизнес осваивает зарубежные рынки. Растёт география продаж: Ульяновская область увеличила количество стран-партнеров за год с 59 до 76 стран. При этом меняется структура экспорта – в сторону несырьевой высокотехнологичной продукции. За 9 месяцев этого года наш экспорт составил 225 миллиона долларов, это 108% к АППГ.

Шестое. Встраивание нашего бизнеса в национальные и глобальные производственные цепочки и кооперация. Важнейшее направление развития для обрабатывающих производств. Мы должны не просто раскрыть структуру заказов наших крупнейших промышленных предприятий, инвестпроектов и квазигосударственных (госкорпораций) заказчиков нашему отечественному предпринимателю, но и создать систему доращивания поставщиков, систему их сертификации, включения в кластерные программы кооперации. Именно это позволит нам создать конкурентный пласт небольших, экономически мобильных, конкурентных промышленных предприятий.

Например, к нам пришла компания «Исузу», производит грузовики, провели анализ: крепление запасного колеса, отсек аккумулятора и много чего другого производится не у нас, провели встречу руководства «Исузу» с предприятиями механообработки.

Результат: 10 новых поставщиков с логистикой в 20 км(!). Считаю это направление одной из главных задач нашей новой Корпорации развития промышленности и предпринимательства.

Седьмое. Несомненным нашим приоритетом является целенаправленная и системная работа на будущее – развитие инновационного бизнеса, технологического предпринимательства.

Во всем мире формируется новая экономика, основанная на инновациях, цифровых технологиях и технологическом предпринимательстве. В самом ближайшем будущем нас ожидает цифровая трансформация. Она невозможна без участия бизнеса, без понимания тех преимуществ, которые несет цифровая экономика. Нам нельзя упустить эти процессы.

Сейчас у нас в области при поддержке правительства региона создаются два центра компетенций. Это центр компетенций по интернету вещей в УлГТУ и центр компетенций по блокчейну (или распределённому реестру данных) в опорном университете – УлГУ.

Кроме этого, по сути, мы даем начало принципиально новой отрасли – ветрогенерации, одними из первых на уровне России переходим к процессу «переупаковки» и перестройки целого сектора экономики. Определена концептуальная основа мероприятий по формированию ветропарков. Создан специализированный консорциум инвесторов, институтов развития и технологических компаний. Приступили к строительству большого ветропарка. На 2017 год запланировано завершение 1-го этапа строительства на 35 мегаватт. Это пока немного. Но это позволит нам начать решение главной задачи – начать процесс локализации комплектующих для ветрогенераторов.

Основной компонент – композитные лопасти. Для этого на базе «АэроКомпозита» начнем строительство нового корпуса. Параллельно ведутся работы по ветроизмерению для расширения ветропарка и доведения его мощности до 600 мегаватт.

Мы активно включились в реализацию технологической инициативы. Именно региональная технологическая инициатива должна обеспечить нам переход от преобладающей сегодня индустриальной модели, ориентированной на традиционные рынки, к высокотехнологичной экономике. Недалеко от Ульяновска мы создаем площадку (Большую технологическую долину) с особой экосредой, способной дать импульс для формирования промышленности будущего, основанной на технологических знаниях.

Восьмое. Важнейшее направление нашей государственной промышленной политики – формирование особых зон развития малого бизнеса в частности отраслевых или связанных производственными циклами. Такие малые индустриальные парки или своеобразные «города мастеров» будут для нас являться одним из приоритетов.

Сегодня в ходе нашего форума было подписано первое соглашение о реализации нового проекта, малого индустриального парка «Восточный», который объединит на своей территории более 12 проектов в мебельном производстве с общим объёмом инвестиций более 600 миллионов рублей.

Рад, что первые три компании, подписавшие сегодня соглашение о вхождении в качестве резидентов, сделали это буквально спустя месяц после наших переговоров на площадке Ассоциации предприятий мебельной промышленности Ульяновской области.

Следующая подобная зона опережающего развития, должна появиться и в Железнодорожном районе города Ульяновска, объединив площадки бывших хозяйственных комплексов советского периода.