Об этом говорится в исследованиях компаний «Factrum Group Украина» и SimilarWeb.
Крупнейшие российские интернет-сервисы остаются очень популярны на Украине даже после того, как в мае были официально запрещены в этой стране, пишут «Ведомости». Так, по статистике «Factrum Group Украина», а на отчеты именно этой компании ссылается национальная Интернет-ассоциация, в июле соцсетью «Вконтакте» пользовались хотя бы раз в месяц 35% интернет-пользователей страны, «Яндексом» – 33%, Mail.ru – 30%, «Одноклассниками» – 22%. Всего, по данным компании, на Украине сейчас 21,6 миллионов активных пользователей интернета (64,8% жителей).
Статистика другой аналитической компании – SimilarWeb также подтверждает, что Украина остается для «Яндекса» и сервисов в составе Mail.ru Group (Mail.ru, «Вконтакте» и «Одноклассники») вторым по размеру источником трафика после самой России. Более того, поскольку SimilarWeb фиксирует как украинскую аудиторию только заходы на сайт с местных IP-адресов, получается, что все эти пользователи получили доступ к российским интернет-сервисам без использования анонимайзеров и другого специального софта для обхода интернет-блокировок.
Как это стало возможным? Ведь с 16 мая украинские провайдеры обязаны заблокировать доступ к крупнейшим российским сервисам. В санкционный список включены «Яндекс» и активы Mail.ru Group. Советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк тогда расценил блокировку российских сервисов как победу в информационной войне. Председатель Интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко говорил, что для реальной блокировки российских ресурсов провайдерам потребуется два года и 1 миллиард инвестиций.
Впрочем, как убедился побывавший недавно в Киеве журналист «Ведомостей», жители этого города продолжают свободно пользоваться «Яндекс.Такси», почтой на Mail.ru и прочими сервисами. Например, в сети мобильного оператора «Киевстар» был заблокирован вход на главную страницу Yandex.ru, но доступен прямой вход в местный вариант «Яндекс.Новостей» и «Яндекс.Погоды», в «Яндекс.Почту», можно было без всяких ограничений пользоваться Mail.ru, «Вконтакте» и «Одноклассниками». Не всегда доступ к этим сервисам был ограничен в публичных WiFi-сетях в ресторанах и кафе Киева.
Если судить по статистике Factrum Group и SimilarWeb, с мая заблокированные российские интернет-сервисы потеряли 50–60% аудитории и теперь это падение практически остановилось. А аудитория украинской версии «Яндекса» (yandex.ua) снова растет: в июле, по данным SimilarWeb, у этого сайта было 128,6 миллионов посещений – на 3,6% больше, чем в июне.