Яндекс.Метрика
День гражданской авиации: от «Добролёта» до «Аэрофлота»
9:3608 февраля 2017

Ежегодно 9 февраля в нашей стране отмечается День гражданской авиации. Именно в этот день в 1923 году Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Так состоялся перевод воздушного флота после Первой мировой войны для использования в мирных целях.

Первым авиамаршрутом в молодой стране Советов стала воздушная линия «Москва – Нижний Новгород» протяжённостью 420 километров. Как на внутренних, так и на зарубежных линиях «Москва – Кенигсберг» и «Москва – Берлин» полёты выполнялись в основном на переоборудованных военных самолетах. Но уже в декабре 1923 года прошли успешные испытания первого отечественного пассажирского самолёта АК-1. Он предназначался для обслуживания авиалинии «Москва – Казань – Москва». 

Ещё раньше, в марте 1923 года, было создано Российское общество Добровольного воздушного флота — «Добролёт», преобразованное 29 октября 1930 года во Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота, а в 1932 году получившее официальное сокращённое наименование – Аэрофлот. Тогда же, кстати, был утвержден первый Воздушный кодекс СССР. В стране утвердили специальный флаг гражданской авиации. Ввели форменную одежду и знаки различия для персонала.

Российское авиастроение развивалось стремительно. В начале 30-х годов страна уже располагала несколькими конструкторскими бюро, научно исследовательскими институтами и авиазаводами. Имена первых проектантов отечественных самолётов, Андрея Туполева, Олега Антонова, Сергея Илюшина станут известны всему миру.

25 февраля 1932 года было сформировано Главное управление гражданского воздушного флота. Воздушное сообщение с зарубежными странами было настолько хорошо отлажено, что даже не прекращалось в годы Великой Отечественной войны.

Но основное развитие гражданская авиация стала получать именно после войны. Конструкторское бюро Ильюшина спроектировало самолёты Ил-12 и Ил-14. Не отставало и бюро Туполева. В 1955 году в небо взмыл первый в мире реактивный пассажирский самолёт Ту-104, предназначенный для работы как на внутренних, так и на международных авиалиниях. А уже в конце 50-х годов был спроектирован ещё более совершенный лайнер Ту-114. Позже его заменил на дальних перелётах самолёт Ил-62. Но ещё раньше, в 1957 году, свои полёты начал турбовинтовой лайнер Ил-18.

В августе 1959 года для обслуживания международных полётов был открыт аэропорт «Шереметьево». В 1978 году на международные авиалинии вышел новый грузовой самолёт Ил-76. А спустя 2 года Аэрофлот официально становится основным перевозчиком Московской Олимпиады-80. Для приёма участников 22 Олимпийских игр и гостей столицы был построен международный терминал аэропорта «Шереметьево-2». 

После распада Советского Союза в начале 90-х годов Аэрофлот ушёл в частные руки, но остался российской авиакомпанией. Бывшие союзные республики обзавелись собственным гражданским воздушным флотом.

«Роль гражданской авиации для нашего региона невозможно переоценить, – говорит губернатор Сергей Морозов. – Ульяновск стал одной из центральных площадок отечественного авиастроения. У нас создан и успешно работает авиационный кластер, который включает в себя десятки авиапромышленных предприятий. Здесь и крупнейший авиакомплекс и два аэропорта, способные принимать любые типы самолётов. У нас успешно работают профильные заводы, институты, конструкторские бюро. По всему миру отечественными и западными лайнерами управляют выпускники легендарного Ульяновского высшего авиационного училища. Уверен, наши профессионалы, которые трудятся в авиационной отрасли, и дальше будут двигать её только вперёд».

Виктор Никитин