Яндекс.Метрика
Бюджет Ульяновской области на 2018 год сохраняет социальную направленность
15:1609 октября 2017

Сегодня на заседании регионального правительства рассмотрены основные параметры бюджета Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.              

Как говорит министров финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая, формирование бюджета началось в мае текущего года. Он прошёл широкое обсуждение в ведомственных и отраслевых рабочих группах, в профильных комитетах ЗСО. Окончательный вариант был рассмотрен на заседании комиссии по бюджетным проектировкам 15 сентября текущего года.

Если говорить о параметрах бюджета на 2018 год, то его доходная часть составляет почти 48,3 миллиарда рублей или с ростом к бюджету 2017 года на 9,3 миллиарда рублей. Расходная часть равняется 47,6 миллиарда рублей с ростом на 6,5 миллиарда. Говоря иначе, бюджет на 2018 год сформирован с профицитом, что объясняется правильно выбранным направлением в реализации государственной долговой политики.

Структура собственных доходов, выглядит, по словам министра, следующим образом. Налоговые и неналоговые поступления составляют 41 миллиард рублей. Их рост в 2018 году по сравнению с первоначальным планом на 2017 год составил 119,1% или 6,6 миллиарда рублей. Наибольший удельный вес составляют акцизы – 32,7% или 13,5 миллиарда рублей, НДФЛ – 25,5% (10,5 миллиарда), прибыль – 22,2% (9,2 миллиарда).

Как уточняет председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин, основным приоритетом финансовой политики региона на предстоящий 2018 год будет являться обслуживание расходов социального блока. Бюджет сохраняет социальную направленность. Достаточно сказать, что расходы на социальные нужды составляют 71,2% от общей суммы бюджета. Только на реализацию госпрограммы «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2018 год расходы бюджета составляют около 9,5 миллиарда рублей, что на 500 миллионов больше, чем в 2017 году.

Бюджет, как и в прошлом году, сформирован по программному принципу. Но, вместе с тем, с использованием проектного подхода, когда ресурсы концентрируются на решение приоритетных задач. Именно таким образом будет реализовываться новая госпрограмма «Формирование комфортной городской среды в Ульяновской области». Она направлена на благоустройство парков, дворов, МКД, территорий общего пользования муниципалитетов региона. На её реализацию направляется 414,6 миллиона рублей, в том числе, 182,4 миллиона – из областного бюджета.

Всего в будущем году намечено к реализации 19 госпрограмм на 45,4 миллиарда рублей, а это 95,4% расходов бюджета, а также 5 региональных инициатив: социальная, управленческая, технологическая, предпринимательская и цифровая экономика.

Председатель правительства отмечает, что намечена реализация «майских» Указов президента России. Одновременно с этим впервые в практике региона с целью качественного формирования бюджета и обеспечения макроэкономической стабильности с будущего года вводится так называемое «бюджетное правило». На практике это будет означать направление дополнительных доходов, поступающих сверх плана в ходе реализации бюджета, на приоритетные направления. На исполнение Указов президента – 50, стимулирование экономически значимых отраслей – 25, на погашение кредиторской задолженности – 10%. Столько же на обслуживание госдолга и 5% в Резервный фонд Ульяновской области.

При формировании бюджета на предстоящие 3 года правительство региона исходило, как уже сказано, из необходимости выполнения всех социальных обязательств перед населением и содействия росту экономики. В этой связи в проекте областного бюджета на 2018 год предусмотрены 505,2 миллиона рублей – это средства на индексацию зарплаты работникам бюджетной сферы на 4% – 375 миллионов рублей, индексацию мер соцподдержки гражданам региона на 4,3% или 199,7 миллиона. 

На 375,4 миллиона рублей больше прошлогоднего заложено средств на развитие физкультуры и спорта, на 382,6 миллиона – на страховые взносы ОМС неработающего населения, 1,1 миллиарда – расходы дорожного фонда на уровне доходов, формирующих фонд. Расходы на сельское хозяйство составят почти 1,7 миллиарда рублей, систему ЖКХ – 374,2 миллиона или на 201,6 миллиона больше, чем в 2017 году. В целом бюджет развития, содержащий средства на отдельно взятые инвестиционные проекты и госпрограммы, составляет около 6,4 миллиарда рублей. А сама Ульяновская область является регионом с высоким уровнем социальных расходов.

«Бюджет области, – отмечает Александр Смекалин, – верстался очень непросто. Сделан серьёзный шаг вперёд, прежде всего, по доходным источникам. Вопрос в другом, как мы выполним эту доходную часть. Сегодня уже не секрет, что львиная доля ожидаемых НДФЛ и налога на прибыль скрыта в сфере теневой экономики. Как отмечает президент страны Владимир Путин, работа над решением этой проблемы становится приоритетным направлением. Теневая экономика, которая не выплачивает зарплату и налоги, становится очень серьёзной угрозой для бюджета регионов и развития конкуренции. Ульяновская область исключения не составляет».

Вторым блоком, на который обращает внимание председатель правительства, являются расходы. Вопросы эффективности бюджетных расходов, о чём постоянно говорит губернатор Сергей Морозов, выходят на одно из первых мест. За их реализацию будет учиняться самый строгий спрос.

По мнению премьера, бюджет сбалансирован. Помимо социальной поддержки, на которую идёт каждый 20-й бюджетный рубль, сохраняется тенденция к развитию. В этих условиях очень важно сохранять темпы роста экономических показателей и налогооблагаемой базы. Является необходимым сохранять рабочие места, прежде всего, высокооплачиваемые.

Особо следует отметить появление в бюджете такого направления, как исполнение наказов избирателей. На эти цели адресно направляется один миллиард рублей, и это помимо других социальных проектов. С учётом того, что в муниципалитетах региона сегодня складывается стабильная ситуация, было принято решение об изменении методики распределение дотаций на выравнивание. Увеличиваются суммы поддержки. При наличии положительной динамики следующим шагом станет передача в города основной части доходов. Это будет для них хорошей возможностью в плане развития.

Что касается задолженности, то, помимо госдолга, есть ещё и кредиторская задолженность как отраслей, так и муниципальных образований. Бюджетом предусмотрены серьёзные средства для её погашения, что позволит им разгрузить свои балансы.  

«Проект бюджета, – говорит Александр Смекалин, – является стартовым. Темпы роста доходов заложены очень серьёзные, но не предельные, возможность для их роста сохраняется. Следовательно, возможны поправки в бюджет в сторону увеличения, а сам он, несомненно, будет поддержан парламентом региона».

Виктор Никитин