Яндекс.Метрика
Раис Загидуллин: «Свои первые шаги вижу в поддержке учителя»
15:3918 Ноября 2016

На должность регионального министра образования и науки в обновленном правительстве предложена единственная кандидатура Раиса Загидуллина, возглавляющего Центр образования и системных инноваций Ульяновской области. Его педагогический стаж – 21 год, 10 из которых составляет работа в школе.

Раис Загидуллин учился в Казахстане, после окончания Карагандинского университета в 1994 году приехал в Ульяновскую область. Начал работать в Арчиловской малокомплектной школе Старомайнского района учителем начальных классов, несмотря на специальность учителя математики. А уже в Жедяевской средней школе Старомайнского района работал учителем математики, информатики и заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В 1999 году был приглашен в Шиловскую школу Ульяновского района исполняющим обязанности директора. В 2002 году участвовал во всероссийском конкурсе «Учитель года». Затем преподавал экономику в Ульяновском институте агробизнеса. В 2004 перешел в институт повышения квалификации при подготовке работников образования.

По собственному признанию Раиса Рамазановича, он считает институт главным местом, профессионально его сформировавшим. Здесь были пройдены все уровни от доцента кафедры, заведующего кафедры, проректора до директора Центра образования системных инноваций, который является преемником института повышения квалификации.

Заместитель директора по научно-методической и образовательной работе Центра образования и системных инноваций Светлана Прохорова рассказала, что директор провел большую работу: собрал первую стратегическую сессию по созданию региональных проектов учительского роста. Она будет представлена в скором времени, сейчас идет обсуждение экспертами. «В программе несколько разделов, включая новые формы системы повышения квалификации учителей и поисково-исследовательская экспериментальная деятельность. У нас есть положительные тенденции в учительском росте и думаю, что эта региональная программа даст результаты», – сказала Светлана Прохорова. Она отметила, что именно под руководством Раиса Загидуллина региональный клуб «Учитель года» вышел на федеральный уровень и на протяжении 7 лет педагоги Ульяновской области имели возможность видеть у себя весь лучший российский опыт, учиться и презентовать себя. В прошлом году прошел Чемпионат учительских клубов, работает клуб «Начало», где ведется работа с молодыми педагогами.

Раис Загидуллин рассказал о своих ощущениях от назначения и первых шагах в новой должности.

– Какую роль в вашей карьере сыграл конкурс «Учитель года»? Каково значение этого конкурса?

– Любые конкурсы профессионального мастерства – это возможность проверить свой уровень. Наверное, мое участие было обусловлено именно с этим фактором. Всегда интересно сравнить себя с другими в своей сфере. «Учитель года» – это школа самоощущения и лист профессионального развития, там я приобрел много интересных знакомств с педагогической элитой Ульяновской области. На тот момент я работал в сельской школе, и узнать, как протекает педагогический процесс в городе, было интересно. В это время я писал диссертацию, и моя научная стезя благодаря конкурсу заработала по-другому. «Учитель года» в нашем регионе породил много людей, которые занимают руководящие посты, во многом благодаря тому, что это не только проверка на профессионально-педагогическую состоятельность, но и на способность решать задачи за пределами конкурса.

– Что почувствовали, когда узнали, что губернатор порекомендовал вас на пост министра образования и науки?

– Это была целая гамма чувств. В этом году я поступил в магистратуру Высшей школы экономики и известие о том, что я рекомендован на этот пост, застало меня во время сессии. Накануне я забыл зарядить телефон, и когда вечером добрался до него и включил, на меня обрушилось множество сообщений, в которых мои знакомые и коллеги искали меня, чтобы сообщить новость. Безусловно, осознаю, что это серьезная ответственность и большое доверие. Рад, что успел накопить много важных и нужных компетенций, но понимаю, что их недостаточно. Аппаратная и организационная составляющая, в политическом контексте – общее видении образования, больший профессиональный рост: всё это ещё предстоит развивать. То, что у меня есть – это понимание жизни педагога, так как я прошел путь от учителя начальной школы до директора. Близко понимание, как управлять педагогическим процессом. Я думаю, что суть как раз в этом – как повлиять на качественность и доступность образования, на инновационную составляющую. Благо, что у области есть хороший инновационный потенциал и очень хорошая педагогическая школа. Регион динамично развивается, это подтверждают последние данные. В области научно-технической сферы область попала в 8 лучших, за 2016 год мы попали в 20 лучших по олимпиадам. Это очень хорошая позиция. Нужно поддерживать и наращивать эти темпы и дальше.

– Министр образования и науки РФ Ольга Васильева выделила основной проблемой современного российского образования положение учителя, его состояние и отношение к нему общества. В чем, на ваш взгляд, главная проблема образования?

– Это сложный вопрос, но позицию нашего министра я поддерживаю. От профессионального самочувствия педагога зависит очень многое, но не меньшее количество факторов на него влияет. Например, отношение общества к школе, к месту и к роли учителя. Образ учителя у нас, к сожалению, в последнее время пошатнулся. Всегда педагогика держалась на том, что взрослый обучал ребенка. В 21 веке же есть сферы деятельности, где ребенок оперативнее понимает, чем взрослый, и уже это немного подтачивает старую позицию педагога. Сегодня надо осмысливать эти объективные факторы. Кроме того, сегодня основной педагогический пласт составляют люди, которые закладывались в другом обществе и при другой политической ситуации. Им сложно – нестыковка ценностей, другие позиции, другие технологии и методики. Мы переходим от массовой школы с ориентацией на среднего ученика к более индивидуальному типу и еще нет отработанных инструментов, как дифференцировать эту работу, когда у тебя в классе 30 человек.

Инструменты появляются, есть находки, но для того, чтобы сделать их обычной практикой, а не инновацией, нужно время. И здесь педагогу нужно помочь. Кроме того, должна вестись большая работа с родителями. От их позиции многое зависит, но подчас завышенные требования и ожидания к школе у них не подтверждаются их ответственностью. Нельзя во всем винить школу и учителя, что сегодня происходит повсеместно.

Федеральный государственный образовательный стандарт является сегодня общественным договором о реализации образования. Мне близко это понимание – давайте договариваться, за что отвечает учитель, за что – семья, и за что – государство. Когда все трое определим свои границы ответственности, тогда при необходимости будем понимать, кто виноват, а не винить во всем учителя. Свои первые шаги я вижу именно в поддержке учителя.