Среди людей, прославивших Симбирскую-Ульяновскую землю, уже есть писатели, историки, государственные и общественные деятели, архитекторы, художники. Не так давно страницы истории пополнились еще одним именем – Василия Ивановича Зуева.
Променял Нобеля на Чердаклы
Большинству это имя ни о чем не говорит. Те, кто знаком с историей фирмы Фаберже, знают о нем как о художнике ювелирной фирмы и придворном миниатюристе дома Романовых. А для ныне живущих потомков в Ульяновской области он остался в памяти как «дядя Вася», который писал портреты родственников и пейзажи.
Художник, снискавший одобрение Николая II за миниатюрный портрет его матери-императрицы, стал последним миниатюристом Романовых. Миниатюрист фирмы Фаберже, создававший известные во всем мире подарки для членов царской семьи Российской империи и всего мира, не избежал последствий революции. Его судьба после 1917 года долгое время была неизвестна даже самым активным исследователям. В итоге поиски завершились открытием музея на родине Василия Зуева и книгой о нем. Её создали ульяновский краевед Нина Васильева и кандидат искусствоведения, секретарь мемориального фонда Фаберже, консультант-исследователь по Фаберже русского отдела аукционного дома Christie's Валентин Скурлов. Именно он полтора года назад приехал в местный центр дополнительного образования детей. Он искал Чердаклы, даже не зная области, увидев этот населенный пункт в архивной записке. Племянник Альфреда Нобеля Эммануил писал Евгению Фаберже: «проплатил Зуеву 180 рублей, а он уехал в какие-то Чердаклы».
Музей «дяди Васи»
«Если бы год тому назад нам сказали, что у нас появится музей, связанный с Францией, с Фаберже, с семьей Романовых, я бы рассмеялась и сказала, что быть такого не может, – говорит директор центра Лариса Терёхина и добавляет. – Меня как директора детского учреждения больше всего волнует то, что сельские дети, посетив этот музей, обратятся к своим истокам, будут искать свои, может, не столь великие корни, но будут понимать, что историю культуры искусства могут создавать простые люди».
Сейчас это скорее не музей, а комната, где располагаются стенды с информацией о жизни Зуева, копии документов и фотографий, а также работы его потомков, рисунки и другие работы. Здесь нет подлинников, но некоторые копии некоторых являются уникальными. Оригиналы портретов родственников, созданные Зуевым после революции в Чердаклах, хранятся у родственников около ста лет. Музей продолжат пополнять. Здесь появится портрет Зуева работы художника Анатолия Перевышко. Его передал Валентин Скурлов. По словам искусствоведа, в дальнейшем он привезет некоторые документы и не исключает, что появится фонд Василия Зуева. Среди его предполагаемых функций написание книг, установка мемориальных досок в местах пребывания Зуева.
Неосознанные реликвии
Открытие музея и презентация книги состоялись 23 декабря в Чердаклах в ходе форума «Откроем времени лицо». Одноименный проект центра в соавторстве с благочинным округа отцом Олегом Беляевым получил муниципальный грант конкурса НКО при поддержке администрации и сельхозпроизводителей района. К исследованию биографии Зуева присоединилось духовенство Мелекесской епархии Русской Православной церкви, потомки художника. «Вы даже не представляете, что вы сделали. Это исторически будет востребовано колоссально, эта эстетическая составляющая народа и русской глубинки. И я как историк хочу понять, в чем секрет земли ульяновской, – обратился Валентин Скурлов к участникам форума. – Я был потрясен количеством биографического материала, который предоставили родственники. Цените эти документы, потому что это уже национальное достояние, а не только семейные фамильные документы».
Книга о Зуеве раскрывает то, что не было известно самому искусствоведу, наиболее заинтересованному в отгадках жизни миниатюриста. На обложку издания вынесен портрет, о котором еще год назад сам Скурлов не знал. Тираж книги ограничен. Первые экземпляры вручили потомкам художника.
Художники ищут на тетрадных полях
На форуме подвели итоги конкурса, приуроченного к большой краеведческой находке. Школьники Чердаклинского и других районов создавали рисунки в различных жанрах. Одна из победительниц Ольга Кириленко написала портрет в графическом стиле: «Форум открывает современные направления среди моих ровесников. Многие любят рисовать на уроках, на полях графичные узоры. Это и есть то, что представляется в наших миниатюрах». По словам Ольги, о знаменитом земляке она узнала в местной школе искусств: «До этого даже не представляла, что у нас в Чердаклах есть такие люди. Они прославили наше место, наш поселок. Я очень впечатлена». Партнёрами форума стали министерства искусства и культурной политики, образования и науки региона, областные художественный и краеведческий музеи, администрация района.
Фаворит последнего императора
После года изысканий Нине Васильевой и Валентину Скурлову удалось установить, что Василий Зуев родился в селе Кременки Старомайнского района, 25 лет после Октябрьской революции жил в Чердаклах у родственников. Родители, обнаружив способности мальчика к рисованию, отправили его к самарскому губернатору Свербееву, который помог ему выучиться. Работа Зуева при дворе началась после 1903 года, когда миниатюрным портретом императрицы Марии Федоровны восхитился ее сын Николай II. После смерти прежнего придворного живописца Василий Иванович встал на его место.
Миниатюры Зуева хранятся в царском доме Вильгельма Прусского в Германии, хана Хивинского, регента Персии. Всего художник создал более 160 миниатюр и приложил руку к созданию 11 яиц Фаберже для царской семьи. Два из них хранятся в музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Всего для двора в те годы создали 50 миниатюрных яиц. Каждое из них оценивается в 1-2 миллиона долларов. Согласно распискам, художник имел очень хороший доход, но почему он не уехал за границу из революционной России, доподлинно неизвестно. Его жизненный путь завершился в нищете, а здоровье подорвал арест. Вероятно, после установления советской власти Василий Иванович надеялся на свой талант. Как рассказывают родственники Зуева, по хозяйству он ничего не умел делать – берег руки. Зато создавал портреты и пейзажи.
В 1931 году Зуева арестовали, официально – по обвинению в шпионаже. Удивительно, но под стражей его держали всего полгода, после чего отпустили. Умер Василий Иванович спустя две недели после начала Великой Отечественной войны в 1941 году. Это выяснила краевед Нина Васильева по итогам работы с архивными документами районного отдела ЗАГС. Хоронили его родственники. Сейчас это старое кладбище, на нем установлен поклонный памятный крест в честь всех православных христиан.
Чердаклинская малина на яйцах Фаберже
Среди потомков художника две внучатые племянницы. О дяде им рассказывали родители: «После революции его арестовали за то, что он рисовал царей, посадили на шесть месяцев. Он пришел больной и жил у родителей. Умер в нищете. Они жили в домике небольшом. Он не мог лежать, только сидя жил. У меня есть потрет мамы, папы, бабушки дедушки, наброски пейзажей», – рассказывает Мария Савчук. «Мама очень часто вспоминала своего дядю, она его очень любила. Вспоминала, когда она была маленькая: придут, а они были красавцы, братья все усатые. Она платочки своему дяде стирала. Он ее портрет нарисовал акварелью, альбом сохранился, где он рисовал природу, любил рисовать ягоды», – говорит внучатая племянница Татьяна Лазарева.
Лариса Терёхина обращает внимание – среди пейзажей Зуева и в сериях яиц Фаберже можно заметить сходство. Например, малина на рисунках и в яйцах Фаберже цветочной серии – одна и та же. «А потом началась коллективизация. В 1930 году их выгнали. Они построили дом, все было, это все отняли. И потом яйцо Фаберже, которое находится в Историческом музее – оно, видимо, было вывезено и помещено туда. Ещё у них была очень богатая библиотека. У нас даже стульчик остался, с которым он ходил», – говорит Татьяна Лазарева. Несмотря на то, что родственники были в курсе дореволюционного прошлого, наследие художника долгое время было неизвестно. И сейчас в биографии Василия Зуева остается еще много белых пятен.
Василий Зуев (1870 – 1941) – русский художник-миниатюрист, один из виднейших художников ювелирной фирмы Фаберже, расписчик миниатюр для знаменитых яиц, автор отдельных миниатюр. Окончил центральное училище технического рисования барона Штиглица, обучался в Академии художеств. Похоронен в Чердаклах.
Мария Сайгина