63.74 Р
72.79 Р
В Ульяновске запущено первое в России производство композитных конструкций для авиастроения
11:5815 Июля 2015
JpegВ минувший вторник в Ульяновской области было запущено два новых производства, открытие которых посетил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Запуск завода «Аэрокомпозит-Ульяновск» стало более чем значимым для отечественной авиации событием: предприятие стало первым в России, производящим крупногабаритные силовые композитные конструкции для авиастроения. Отметим, что «Аэрокомпозит-Ульяновск» вошёл в первую тройку заводов мирового уровня, специализирующихся на сборке композитного крыла самолёта. Создание в Ульяновске подобного предприятия было продиктовано временем. В 2007 году российский авиапром поставил задачу создать перспективный пассажирский лайнер с композитным крылом «МС-21», который составил бы конкуренцию таким гигантам мировой пассажирской авиации, как «Аэробус» и «Боинг». Встал вопрос: по какому технологическому пути идти – используя традиционные методы, принятые во всей мировой авиации, либо же придумать что-то совершенно новое. Специалисты ЗАО «Аэрокомпозит» создали абсолютно инновационный метод, позже запатентованный ими как «инфузионный». «Мы приняли достаточно смелое решение, потому что до нас никто в мире не пользовался инфузионными процессами в композиционном производстве, – рассказывает главный технолог ЗАО «Аэрокомпозит» Андрей Громашев. – Это себя оправдало, потому что если бы мы начали дублировать западные технологии, то ни о какой конкуренции не было бы и речи. Теперь же Jpegпредприятие находится на высочайшем мировом уровне, что подтверждают и представители западных авиакомпаний, например, Airbus». Новая технология поначалу вызвала массу вопросов со стороны зарубежных компаний. Тот же Airbus пытался предъявить претензию, что технология была скопирована «Аэрокомпозитом» и выдана за собственную. Но к тому времени предприятие уже запатентовало метод, а многочисленные проверки только подтвердили уникальность инфузионной разработки. Так в чём же преимущество вновь открывшегося в Ульяновске завода перед западными производителями? Дело в том, что композитные детали «Аэробуса» и «Боинга» собираются при помощи «препрега» (pre-preg) – неких полуфабрикатов, предварительно пропитанных углеродным материалом. Конструкции, создаваемые «Аэрокомпозитом», изготавливаются из сухой углеродной ленты со специальным составом. После выкладки деталей происходит пропитка конструкции в вакууме без применения избыточного давления. В этом принципиальное отличие от западных технологий. ?нфузионный метод обеспечивает целостность производимой конструкции, меньшую себестоимость продукта и более высокую точность при изготовлении. К тому же, при использовании данной технологии требуется меньшее количество времени на производство деталей, нежели при использовании препрегового метода, а само инфузионное оборудование значительно дешевле традиционных автоклавов. «Аэрокомпозит-Ульяновск» станет заводом полного цикла, где не только изготавливаются композитные агрегаты, но и МС-21осуществляется финальная сборка крыла, устанавливаемого на будущий самолёт. Пока предприятие собирает только первые лётные изделия, поэтому производственная мощность невелика – 24 комплекта изделий в год. Расчётная же мощность куда больше – 70 комплектов, и на неё завод выйдет в течение ближайших 10 лет. По словам генерального директора ЗАО «Аэрокомпозит» Анатолия Гайданского, Ульяновск был выбран площадкой для нового предприятия в первую очередь из-за наличия уникального авиационного производства и высококвалифицированных кадров. «Здесь есть компетенции и соответствующие учебные заведения, в которых готовят будущих сотрудников. Ведь это определённая специфика: проще взять людей с действующего производства и уже работавших в авиации, чем готовить кадры с нуля. Кроме того, Ульяновск обладает хорошими производственными помещениями, где мы достаточно дёшево сделали реконструкцию и сэкономили инвестиционные ресурсы. Мы совершенно не пожалели, выбрав ваш регион в качестве производственной территории», – сообщил Анатолий Гайданский. Как отметил губернатор Сергей Морозов, запуск производства полного цикла на предприятии станет мощным импульсом для авиационной отрасли, как Ульяновской области, так и России в целом. «Кроме масштабных инвестиций, новых рабочих мест и внедрения передовых технологий, что, безусловно, имеет огромное значение для региона, создание этого производства позволит загрузить смежные предприятия и будет способствовать размещению на территории области поставщиков завода. Таким образом, наш регион вновь становится одной из стратегических площадок, где созидается будущее отечественного авиастроения», – подчеркнул глава региона.     Абдулла Шакиров